30 населенных пунктов и районов Донбасса получат особый статус на три года

Привязка к политической местности

Итак, сделан еще один важный шаг в выполнении минских соглашений. Президент Украины Петр Порошенко внес, а Верховная рада проголосовала за внесенный президентом проект, по которому 30 населенных пунктов и районов Донбасса получат особый статус на три года. Депутаты приняли постановление с утверждением линии привязки к местности, вплоть до географических координат.



И хотя уже вчера представители ДНР и ЛНР пригрозили прекратить всякие «компромиссы с Киевом» — их не устраивает то, что в закон об особом порядке местного самоуправления внесены поправки без согласования с ополченцами, — думаю, до разрыва соглашений не дойдет. Во всяком случае, сейчас, прямо перед саммитом ЕС, который открывается в Брюсселе уже сегодня. И, кстати, по слухам, Германия и некоторые другие европейские государства собираются поставить на нем вопрос об отмене санкций против России в зависимость от выполнения условий минских договоренностей по урегулированию конфликта в Украине.

...И все же это не помешало вчера главе российского МИД Сергею Лаврову резко заявить, что решение Верховной рады об особом статусе Донбасса грубо нарушает минские договоренности. Министра особенно смутило то, что президент Украины поддержал минский пакет от 12 февраля, а Верховная рада приняла решение, которое, по сути дела, переписывает договоренности. Что имеется в виду?

Власти самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик возмутились формулировкой закона о признании некоторых районов Донбасса временно оккупированными. Кроме того, ополченцев не устраивает внесение ряда поправок, например, о выводе всех незаконных формирований. Да и вообще, и на Смоленской площади, и в Донбассе настаивают, что все вопросы, связанные с выборами в этом регионе, должны были согласовываться с ополченцами, а этого не произошло.

В связи с этим Москва призвала Берлин и Париж предпринять совместный демарш перед Киевом за несоблюдение минских договоренностей.

Киев, впрочем, по–своему прокомментировал принятие закона в специальном заявлении МИД Украины. В нем говорится:

«Одобрение Верховной радой Украины Постановления об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особый порядок местного самоуправления, стало свидетельством преданности Украины минским договоренностям и логике мирного процесса... Решения украинского парламента открывают путь для проведения в отдельных районах Донецкой и Луганской областей свободных и справедливых выборов в соответствии с законодательством Украины и с обязательным соблюдением стандартов ОБСЕ... Именно проведение выборов с соблюдением этих требований и соответствующая положительная оценка со стороны ОБСЕ являются основополагающей идеей минских договоренностей и неотъемлемой составляющей стабилизации ситуации в украинском Донбассе».



Что в итоге? Произошло главное: стороны приступили к выполнению политической части соглашений Минск–2. Трудность состоит в том, чтобы эти политические решения удовлетворяли не только требованиям международного сообщества, но и непосредственных участников конфликта. Это непростая задача. Каждая из сторон стремится выжать из процесса максимум преимуществ для себя.

Скажем, принятию закона в Раде предшествовала целая буря нардеповских страстей. Особенно неистовствовал лидер Радикальной партии Ляшко, который обвинял Порошенко в том, что тот ломает депутатов через колено. Да и подзабытая уже Юлия Тимошенко выступала против узаконивания, как она сказала, «оккупации Донбасса». Было много непоняток, какие пункты включены в новую карту Донбасса по состоянию на «до» и «после» 19 сентября и нужно ли вообще допускать, цитирую, «людей, у которых руки в крови», до участия в выборах... Так что недовольные не только в Донбассе.

Все эти разногласия заставили некоторых говорить, будто сегодня повышается вероятность возобновления боевых действий. Некоторые ополченцы даже предлагают занять все города, где проходил референдум о независимости...

Наверное, будь это обычная война, все так и происходило бы. Эскалация, наступление, война до победного конца... Но в том–то и отличие традиционных войн от прокси–войн (англ. proxy war, «война чужими руками»), что здесь невозможна победа. А в Украине ведется именно такая война, где воюют одни, а цели и ресурсы этой войны находятся совсем в других руках. Подобные конфликты обречены тянуться десятилетиями. Кому это выгодно? Только не Европе, где их разгорание неизбежно приводит к ослаблению всех.

Не случайно глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер о мирном процессе сказал так: «Если удастся усмирить военную силу, если удастся приступить к реализации политического процесса — все это может продолжаться годы и десятилетия...» И судя по приезду Ангелы Меркель в Минск, Германия готова пройти этот путь до конца. Да и все остальные участники сильно привязаны к политической местности, и нарушить минские соглашения без ущерба для себя не может никто.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 52 (24682). Четверг, 19 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter