Привязка к местности

По каким показателям судят о школе? Конечно, по проценту поступивших в институты и университеты...

По каким показателям судят о школе? Конечно, по проценту поступивших в институты и университеты. Эти выпускники — гордость любой одиннадцатилетки, их портреты украшают доски почета, их приводят в пример малышам–первоклашкам... В прошлом году Звенчатскую среднюю школу Климовичского района окончили всего три человека. Юля учится на фармацевта, Виктория — на юриста. Сергей работает в коммерческой фирме, но и он собирается поступать в вуз. Казалось бы, можно только порадоваться и за районный отдел образования, и за вчерашних старшеклассников, и за педагогов. Однако возникает вопрос: если все станут социологами, дизайнерами и врачами, кому растить хлеб, доить коров, быть хозяином на земле?


Закрепление кадров на селе — тема актуальная уже много лет. В агрогородках строят комфортное жилье, возводят дворцы культуры и тренажерные залы. А молодежь, вкусившая прелестей городской жизни, так и рвется «на асфальт».


...Тимоновская средняя школа — одна из лучших в районе. В позапрошлом году 57 процентов выпускников поступили в вузы, остальные — в колледжи, лицеи. Дома остались работать единицы.


— Это был сильнейший профильный филологический класс, — с гордостью вспоминает директор школы Инна Напреенко. — У нас очень высокий педагогический потенциал. Учитель английского Елена Волкович, к примеру, в прошлом году стала на Могилевщине «Учителем года», у других педагогов — престижные грамоты, дипломы. Уверена, нынешним летом в вузы поступит не менее половины выпускников.


Да, школе есть чем гордиться. И при этом дружный педагогический коллектив прекрасно понимает: стране нужны рабочие руки. Но судят–то о труде учителей только по высоким оценкам школьников, по результатам централизованного тестирования. В этом и заключается парадокс. Отчеты, таблицы, графики. Об успеваемости, дипломах, участии в конкурсах — школьных, районных, областных. Кому вздумается поощрить учителя, воспитавшего передового механизатора, известную на всю страну доярку или знатного полевода? А ведь кто станет отрицать, что сельский житель, добившийся успехов в своем непростом деле, такой же состоявшийся человек, как и модный адвокат, хирург, визажист. Их имена знают порой далеко за пределами области. Почему же тогда «доморощенные» кадры в таком дефиците?


— Что вы, мы популяризируем и рабочие специальности, — утверждает завуч Тимоновской школы Галина Андреева.

 

— Есть в районе учебно–производственный комбинат, где наши ученики получают профессии швей, продавцов, трактористов. Ребята, пожелавшие там учиться, даже освобождаются от одного из экзаменов.
Нет правил без исключений. В этом году, например, очень способный выпускник школы Валерий остался на селе, работает сварщиком. Только один человек — не показатель.


Кабинеты Тимоновской школы укомплектованы под завязку наглядными пособиями. А вот из сельхозинвентаря здесь — единственная газонокосилка. Тракторы, правда, есть на балансе районного отдела образования. По мере необходимости можно сделать заявку, на день–другой технику в школу пришлют. Но когда возникнет эта необходимость? Разве что пришкольный участок вспахать. Растут на нем, кстати, и огурцы, и капуста, и картошка с луком. Однако участок этот, по признанию самих же учителей, существует больше для того, чтобы удешевить питание в столовой, а не научить ребят крестьянским навыкам. Прекрасно, что в школе уже засолили в этом году две бочки огурчиков собственного производства. Только занимались–то заготовками в основном взрослые.


Агрогородок Тимоново расположен всего в шести километрах от Климовичей. Зарплаты у местных работников неплохие, кадровый вопрос пока особо не беспокоит. Не хватит деревенских рабочих рук — на помощь придут городские. Но кто подумал, что будет завтра, через пять, десять лет? Ведь сколько хозяйств в стране пытаются сегодня заманить к себе механизаторов и доярок, обещая им высокую зарплату и хорошее жилье. И даже на таких условиях не спешат люди ехать в глубинку.


Есть над чем поразмыслить. Не пора ли всерьез заняться кадровой привязкой к местности. Только вот школьная газонокосилка и даже присланный «по заказу» из районного отдела образования трактор проблем профориентации не решат. Очевидно, нужна более сильная мотивация.


В тему


Игорь Васильченко, первый секретарь Могилевского областного комитета БРСМ:
— Проблема, несомненно, существует. В ее решение должна включиться и наша организация, надо активнее пропагандировать сельские профессии. В этом году мы продолжаем республиканский конкурс «Властелин села», объявляем областные конкурсы среди хлеборобов. Все это даст свои результаты.


Точка зрения


Владимир Рыжков, первый заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома:
— А почему тракторист не может быть с высшим образованием? Сегодня уровень обслуживания техники таков, что малообразованный человек с этой задачей не справится. У каждого выпускника должен быть выбор, надо учитывать и склонности детей. Кстати, интеллигентный человек в состоянии организовать свой труд самостоятельно: вернуться в деревню, основать свое дело. Главное, он должен быть мотивирован посвятить свою жизнь сельскому хозяйству. Но задать ему такую установку не могут одни лишь учителя. На окончательное решение всегда будет влиять множество факторов: экономических, социальных. Задача же школы — в первую очередь дать ученику максимум знаний:  качественное образование еще никому не помешало.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter