Привязка к местности

Частная инициатива и общее дело

Частная инициатива и общее дело


Еще лет 5 — 6 назад в ОАО «Говяды–Агро» Шкловского района рапс считали проблемной культурой и растили его лишь по разнарядке. Даже в прошлом году, после того как хозяйство сдало почти 250 тонн и выполнило госзаказ, на складе осталось еще 200 тонн рапса. Директор открытого акционерного общества Петр Быньков долго ломал голову, куда сбыть излишки и получить хоть какую–то копейку. Сегодня же на «рапсовую» тему Петр Михайлович говорит с видимым удовольствием...


В ноябре 2008–го в хозяйство заглянули могилевские предприниматели Вячеслав Поздняков и Александр Афанасенко — предложили смонтировать установку для переработки рапса. Быньков согласился, и сейчас «Говяды–Агро» выигрывают по всем статьям. Новое предприятие разместилось в некогда заброшенном овощехранилище — хозяйство получает арендную плату. Плюс трудоустроили 15 местных жителей — зарплата рабочих в 800 тысяч для села весьма солидная. Но главное, теперь есть куда сдавать рапс и тут же иметь с этого живые деньги. А у предпринимателей можно купить остающийся после переработки жмых, ценную белковую добавку, которая идет на корм скоту.


— Нам удалось прилично сэкономить, — объясняет преимущества местного производства директор. — Если бы возили рапс на переработку в Бобруйск или Витебск, а потом ехали туда за жмыхом, то одного горючего — не считая зарплаты водителей, расходов на погрузку–разгрузку, — пришлось бы потратить на 8 миллионов. А так эти деньги остались в хозяйстве.


— Кстати, наши установки работают уже в семи районах области, — вступает в разговор Александр Афанасенко. — Работаем с обоюдной выгодой. Как–то с одним председателем райисполкома подсчитали: за счет того, что рапс хозяйства перерабатывали у нас, а не отвозили на крупные предприятия, СПК не выбросили в выхлопную трубу сумму, эквивалентную 35 тысячам долларов.


По словам предпринимателей, они всегда стараются выполнять условия хозяйств: готовы рассчитываться за рапс так, как им удобно, — деньгами, жмыхом, топливом. Но, как выяснилось из разговора, такой деловой подход не везде.


— Там, где умеют считать деньги, с нами сотрудничают, — объясняет Вячеслав Поздняков. — Но, случается, говорят и так: вы, дескать, коммерсанты, потому рапс продавать вам не будем. Обидно, что нас к каким–то «купи–продай» приравнивают. Мы же переработчики и вносим свой вклад в развитие сельского хозяйства.


— На Могилевщине собран неплохой урожай рапса: более 120 тысяч тонн, — подытоживает первый заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Владимир Долженков. — Первая обязанность сельхозпроизводителей — выполнить госзаказ: его объем в этом году составляет 65 тысяч тонн. А тем, что останется, аграрии могут распоряжаться по своему усмотрению. Главный принцип здесь — не прогадать. Потому позицию отдельных руководителей, не желающих иметь дело с частниками, считаю неразумной. Зачем отказываться от их услуг, если можно и хорошие деньги сразу получить, и на транспортных расходах сэкономить? Ситуацию, когда для начальников некие местечковые интересы важнее конечного результата, будем менять.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter