Пристройка с застройкой

Против нового строительства жильцы протестовали активно...

В квартире могилевчанина Александра Посталова рухнул потолок. Незадолго до того, как хозяин собирался ложиться спать. Случись это на полчаса позже — могла быть трагедия. Сейчас семье Посталовых предоставлена квартира из подменного фонда — на время ремонта. Но хозяин не может спать спокойно. Его тревожит трещина, только что появившаяся на фасаде дома от крыши и почти до земли. Гарантию, что со временем дом не развалится на две половинки, не даст никто. Ведь он еще дореволюционной постройки...


Во всех проблемах дома Александр Посталов винит офисное здание, построенное метрах в десяти от стен родной квартиры. Именно с его появлением жильцы стали испытывать дискомфорт.


— Посмотрите, — ведет он меня по двору. — Вот здесь была детская площадка, зеленая зона. А теперь, когда выросла махина, детишкам гулять негде. Кроме того, новое здание перекрывает свет — в квартирах постоянно темно. «Скорая» к подъезду не подъедет. Пожарная машина — тем более. А ведь в домах, которые вы видите, деревянные перекрытия. Вспыхнет пожар в одной квартире — сгорят и соседние. Не понимаю, как в квартале, включенном в перечень историко–культурных памятников как архитектурный комплекс «Шкловский посад», могло появиться современное здание, совершенно сюда не вписывающееся...


Против нового строительства жильцы протестовали активно. Писали письма в органы власти. Но приходившие на них ответы еще больше накаляли страсти. К примеру, из письма, полученного из облисполкома, следовало, что предприниматель, возводящий постройку, имеет все разрешительные документы, а об ущемлении прав жильцов речь и вовсе не идет. «Вместо отдыха у дома можно в полной мере насладиться прогулками по расположенной поблизости пешеходной улице Ленинской», — такой совет авторам жалоб содержится в одном из ответов. В других — обещания благоустройства двора. Но благоустройство вылилось в... обустройство парковки. Это означает, что неподалеку от подъездов, где уже не протолкнуться от транспорта, появится еще больше машин...


Офисное здание стоит обособленно, не соприкасаясь стенами с соседними домами. Хотя по документам оно изначально числилось... пристройкой к принадлежащему застройщику дому, появившемуся во дворе три года назад. Когда начиналось строительство офисного центра, была сооружена подземная галерея, соединяющая два здания. Очевидцы, наблюдавшие за тем, как строился ход под землей, утверждают, будто воспользоваться им невозможно в принципе: он заложен с обеих сторон. Спрашивается: ради чего застройщику было огород городить и выбрасывать немалые деньги? Секрет, оказывается, прост. При реконструкции уже существующего дома для возведения к нему пристройки земля выделяется без аукциона. Иными словами, участок, стоимость которого может оцениваться в сотню тысяч долларов, можно получить за несколько миллионов белорусских рублей. То есть почти даром. Но это — нюансы, на которые, возможно, никто бы и не обратил внимания, если бы жильцы не продолжали жаловаться на ухудшение качества своей жизни, напрямую связанное с новым строительством. О своих бедах люди рассказали и в коллективном письме, пришедшем в редакцию «СБ».


В ситуацию вмешался Комитет госконтроля. В ходе проверки был сделан запрос в Министерство архитектуры и строительства. Оттуда пришел однозначный ответ: дом, о котором идет речь, пристройкой к чему–либо не является. Аналогичный вердикт вынесли и специалисты Государственного комитета по стандартизации: в данном случае речь идет о сооружении нового отдельно стоящего здания. Коль так, то Могилевский горисполком не должен был своим решением выделять участок для строительства.


После письма, направленного КГК Могилевской области в Могилевский городской Совет депутатов, сессия отменила решение горисполкома о выделении земли. Получается, массивная постройка стала незаконной, фактически повиснув в воздухе?


Пока — нет. По данным Могилевского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, право аренды на участок еще не прекращено. Иными словами, земля сейчас числится за предпринимателем, которому была выделена. По закону госрегистрация может быть признана недействительной лишь в судебном порядке. Иск должен инициировать горисполком. Но городские власти с этим не спешат. Почему? Официальный ответ на этот вопрос мне получить не удалось. Думаю, что чиновники выжидают. Ведь все точки в скандальном деле пока не расставлены.


— При выделении участка однозначно были допущены нарушения, — комментирует начальник управления органов исполнительной власти и координации деятельности контролирующих органов КГК Могилевской области Александр Мелешко. — Но что стало тому причиной и кто виноват в произошедшем, сейчас выясняют сотрудники правоохранительных органов. Это не единственный случай в Могилеве, когда земля для фактически нового строительства выделялась под «реконструкцию с пристройкой».


Словом, пока неясно, какая судьба ждет новое офисное здание. Александр Посталов с соседями ратует за то, чтобы его снести. Но об окончательном решении конфликтной ситуации можно будет говорить лишь спустя какое–то время, когда для правоохранительных органов в этой истории не останется недосказанностей. Впрочем, она — лишь пример несовершенства законодательства, по которому понятие «реконструкция» носит весьма размытый характер. Ведь как получается на деле? Захотел расширить (предварительно обосновав свое желание) какой–нибудь деревянный сарайчик — и получи для этого дорогую городскую землю почти бесплатно. Затем, например, обить стены сайдингом, а рядом построить — не забыв при этом о какой–нибудь соединительной галерее — девятиэтажный дом. И все будет по закону. Не исключено, что такой лазейкой активно пользуются не только в Могилеве, но и в других городах. Пора бы с этим разобраться...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter