Пристанская трагедия

...Мы идем с цветами в руках по ухоженной сельской улице. Деревня с красивым именем Пристань стоит на высоком берегу Птичи. Вокруг — весеннее буйство природы, на душе светло. Но вот посреди села, на небольшой возвышенности, видим скромный памятник. Он не дает забыть о той страшной трагедии, которую 70 лет назад пережила Пристань.

Сразу две карательные операции выпали на долю деревни в Пуховичском районе — 6 мая и 23 октября 1942-го…

...Мы идем с цветами в руках по ухоженной сельской улице. Деревня с красивым именем Пристань стоит на высоком берегу Птичи. Вокруг — весеннее буйство природы, на душе светло. Но вот посреди села, на небольшой возвышенности, видим скромный памятник. Он не дает забыть о той страшной трагедии, которую 70 лет назад пережила Пристань.

Цифра «261» — не просто надпись на обелиске. Именно столько мирных жителей было уничтожено в двух карательных операциях, которые выпали на долю этой деревни в годы Великой Отечественной.

Кладем цветы к памятнику, а на душе становится грустно-грустно. Будто бы и нет цветущей весны. В голове не укладывается, как в свое время на здешней земле люди уничтожали людей. Не все тогда погибли, к счастью, остались очевидцы — к примеру, Иван Григорьевич Евсиевич и Виктор Николаевич Евсюк. Они рассказали, почему фашисты так жестоко ополчились на пристанцев. «Нашу деревню окружает лес, вот немцы и решили в этих местах заготовить себе дров. Сельчане отказывались «пахать» на новых «хозяев», тогда оккупанты стали силой гнать деревенских на «отработку», — вспоминали очевидцы.

В Пристани жила партизанская связная Надежда Василенко. Ночью, тайком, она отправилась к народным мстителям — в отряд «Буревестник». Рассказала, что фашисты насильно загоняют мирных жителей в лес. Партизаны в ответ уничтожили двух конвоиров, а остальные каратели сбежали в свой гарнизон, базировавшийся в Шацке. Таким образом «лесозаготовки» были сорваны.

Но враг не забыл о партизанской «оплеухе». Вот только силу своего злопамятного гнева обрушил на деревню Пристань, решив проучить непокорных «лесорубов» и отомстить за убитых конвоиров...

…День 6 мая 1942 года — воскресенье — выдался холодным и дождливым. Почти все деревенские сидели по домам. На рассвете каратели окружили деревню. Выставили пулеметы в тех точках, на тех направлениях, куда могли бы бежать, спасаясь от расправы, люди. Немецкие солдаты врывались в дома и забирали всех мужчин — якобы на «собрание». Всего согнали на деревенскую площадь 132 человека — мужчин и подростков. Их выстроили в шеренгу… На мирных жителей «ощетинились» пулеметы, десятки автоматчиков грозно замерли у обреченного строя. «Собрание» началось с того, что шесть человек отвели на 10—15 метров от основной шеренги, а потом хладнокровно расстреляли. Затем таким же макаром сформировали вторую группу — для уничтожения. Шеренга пошатнулась… Ужас, страшный, леденящий, тем временем охватил всю деревню. Из шеренги с отчаянием обреченных стали выбегать люди, но каратели открыли огонь из пулеметов и автоматов. Большинство из них полегло на месте.

…И только четверо из 132 чудом уцелели. Среди них были Иван Григорьевич и Виктор Николаевич. Первый из них так описывает те страшные минуты: «Мы упали среди трупов. Мне каратели прострелили ногу, а Виктор был ранен в руку. Лежали в лужах крови, видели, как фашисты добивали штыками тех, кто еще шевелился. Совершив чудовищное злодеяние, фашисты уехали, предупредив, что хоронить никого нельзя, вплоть до особого распоряжения оккупационных властей. Расстрелянные несколько дней оставались непогребенными. А мы, когда каратели уехали, поднялись из-под трупов, под крики и плач женщин, потерявших своих родных и близких. Оказалось, что уцелели четверо — кроме нас, еще Константин Сипатый и Герасим Лозовик.

На второй день после трагедии вчетвером собрались в моем доме и решили единогласно идти в партизаны. Чтобы отомстить врагу за наших односельчан, не жалея сил, самой жизни, очистить Родину от оккупантов…»

...Никто тогда не знал, что майский расстрел в Пристани будет не последним.

— 19 октября 1942-го, под вечер, — рассказывала Лидия Федоровна Василенко-Молчан, — в деревню буквально влетела подвода с партизанами. За партизанами гнались на машине фашисты. Поняв, что нужно отстреливаться, лесные мстители заняли оборону в срубе недостроенного дома. Во время боя был смертельно ранен немецкий комендант Шацкого гарнизона. Гитлеровцы подобрали раненого и убрались восвояси…

Вечером партизаны собрались в нашем доме. Дали задание связной, моей сестре Надежде, сходить в Руденск, к подпольщикам. С задания сестра вернулась 22 октября, сильно уставшая. Попросила меня отнести небольшой пакетик партизанам. Ночью идти я побоялась, а вот утром, еще не успев углубиться в лес, услышала на другом конце деревни немецкую речь. Подумалось с тревогой: никак фашисты решили отомстить за шацкого коменданта? Быстренько лесными тропами побежала в отряд. Вернулась в Пристань с хорошо вооруженной группой партизан, которые немедля открыли ураганный огонь по фашистам. Немцев такой молниеносный удар ошеломил, они дали деру, оставив обоз с награбленным у сельчан имуществом и продуктами...

...Когда позже Лидия с партизанским отрядом оказалась в горящей деревне, она поразилась ужасной картиной. Зверски уничтоженными оказались 133 человека — на сей раз женщины и дети. Они лежали в лужах крови на улицах, в огородах, многие сгорели в своих домах. 89 человек спаслись благодаря смелым действиям партизан. Уцелевшие от расправы и поведали подробности второй карательной операции. Ворвавшись в село, фашисты начали поджигать все, что могло гореть. Женщин расстреливали из автоматов, а детей живыми бросали в огонь. Тех, кто прятался в погребах и ямах, убивали автоматными очередями и ручными гранатами.

...Вот такие две страшные акции «провернули» фашистские нелюди в Пристани. Но как ни старались, однако же не смогли полностью уничтожить село, хотя оно потеряло многих своих жителей. По сей день живет в народе память о двойной трагедии в деревне Пристань. Каждый год 6 мая к памятнику-обелиску и на местное кладбище устремляются сотни людей со всей округи, и даже из столицы. Чтобы почтить память погибших пристанцев. Естественно, 2012-й, год 70-летия трагедии, не стал исключением — в Пристани прошли митинг, возложение венков. Были сказаны главные слова: нужно, чтобы такое никогда не повторялось! И обязательно должна знать и помнить об этом молодежь.  

На снимках: Лидия Василенко-Молчан; Надежда Василенко.

Михаил ИВАНОВ, житель деревни Поречье Пуховичского района, участник Великой Отечественной войны

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter