Приплыли...

Почему не уменьшается выпуск дешевого алкоголя?

Почему не уменьшается выпуск дешевого алкоголя?


В сводке происшествий, которую я по долгу службы читаю каждое утро, каждое третье сообщение начинается со слов: «Находясь в состоянии алкогольного опьянения...» В прошлом году нетрезвые граждане совершили 32 тысячи преступлений, еще больше тысячи «по совету» «зеленого змия» расстались с жизнью. На учете в наркологических кабинетах и диспансерах состоят 180 тысяч человек — таково, например, население города Барановичи. Одна из причин повального пьянства — массовое производство дешевого и потому сверхдоступного алкоголя.


Чтобы выправить ситуацию, еще три года назад Совмином была принята Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006 — 2010 годы. Один из пунктов этого документа предусматривает ежегодное уменьшение производства плодово–ягодных крепленых ординарных вин. Чтобы не ставить предприятия «на колени», было решено урезать производственные квоты постепенно — каждый год на 10%. Однако проверив в этом году 18 из 63 белорусских заводов–изготовителей дешевого вина, специалисты Генпрокуратуры выяснили: многие предприятия программу не выполняют. А некоторые и вовсе... увеличили производство! Свои действия директора оправдывают тем, что такое вино приносит хорошую прибыль...


Последнее неудивительно: по сравнению с итальянскими, французскими, чилийскими и даже молдавскими винами плодово–ягодные весьма недороги — 3 — 6 тысяч рублей. В одном из магазинов в центре Минска я насчитала полтора десятка видов таких напитков: вина, напитки, ликеры крепостью 17 — 20%. Некоторые производители даже не утруждают себя разработкой отличающихся этикеток для различных видов вина!


— Директора заводов, проигнорировавшие требования госпрограммы, будут наказаны. Как — решит Совет Министров, — заверил прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генпрокуратуры Юрий Карпицкий. — Мы разработали несколько предложений, которые могут повлиять на ситуацию. Во–первых, следовало бы запретить продажу спиртного людям, не достигшим 21 года (а не 18, как сейчас), тогда, возможно, случаев подросткового пьянства станет меньше. Хотя, конечно, не обойдется и без злоупотреблений: кто–то из продавцов «закроет глаза» на отсутствие паспорта у студента, а сердобольный сосед согласится купить подросткам пива... Мы заводам предлагаем уже сейчас позаботиться о перепрофилировании производства — начать выпускать натуральные соки, ягодные морсы, фруктовое детское питание и другую полезную востребованную продукцию.


На Толочинском консервном заводе проблемой перепрофилирования занимаются уже вплотную: с помощью местной власти здесь посадили сад площадью 500 гектаров, чтобы выращивать фрукты для будущих соков. А руководство Клецкого производственно–пищевого завода, к слову, выпускающего около 80 видов крепленого вина, о смене профиля еще только рассуждает: где бы взять необходимые для переоснащения кондитерского цеха деньги... «Из–за финансового кризиса люди и так меньше товаров покупать стали — если и выпуск вина сократить, совсем без прибыли останемся! — говорит заместитель директора по маркетингу Владимир Литвин. — На мой взгляд, одним лишь запретом на производство плодово–ягодных вин (которые, между прочим, проходят серьезный контроль качества) проблемы пьянства и алкоголизма не решить, ведь любители дешевого спиртного найдут, где купить самогонку или вовсе суррогатный алкоголь...»


Как видим, благие намерения прокуратуры разбиваются о рифы коммерческих интересов производственников. Правда, в Генпрокуратуре и на это готов ответ.


— Тем предприятиям, которые откажутся снизить выпуск крепленого вина, придется приобретать акцизные марки по увеличенной стоимости, а это сведет на нет всю прибыль, — разъясняет Юрий Карпицкий. — Считаю, директорам пора задуматься не только о прибыли, но и о здоровье людей...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter