Принцип деловитости

Победить бюрократа можно только его же оружием — законом. Четким, понятным, не допускающим двоякого толкования и произвольного применения...
Победить бюрократа можно только его же оружием — законом. Четким, понятным, не допускающим двоякого толкования и произвольного применения.

И конечно, жестко ориентированным на человека. Не просителя, а гражданина, ради которого, собственно, и работает мощнейшая государственная машина.

Указ Президента N 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов» — закономерное продолжение курса на дебюрократизацию власти. Он призван избавить нас от беготни по инстанциям и четко определяет порядок получения необходимых бумаг. Сам перечень — это таблица, где для каждой административной процедуры указана организация, в которую надо обращаться, документы, предоставляемые гражданином, размер оплаты и предельно допустимые сроки решения вопроса. Просто и понятно. Не только чиновнику, но и не искушенному в юридических тонкостях обывателю.

Другое дело, что любой закон бесполезен, если он не исполняется. Готовы ли к реализации указа и принципа «одного окна» белорусские чиновники и организации? Какова ответственность за волокиту? И наконец, стало ли гражданам легче решать проблемы после объявления «войны» бюрократизму на всех уровнях власти? К разговору об этом за «круглым столом» «СБ» пригласила тех, кто, собственно, разрабатывает законы, и тех, кто их исполняет. Сегодня наши гости — начальник главного государственно–правового управления Администрации Президента Ольга Сергеева, председатель Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Георгий Кузнецов, начальник управления юридической работы и кадров Министерства жилищно–коммунального хозяйства Наталья Качан, заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов Татьяна Матусевич, глава администрации Партизанского района Минска Леонид Голуб, начальник отдела по работе с обращениями граждан, контролю и делопроизводству администрации Фрунзенского района Галина Жадько, заведующая специализированной юридической консультацией N 3 по правовому обеспечению сделок с недвижимостью Татьяна Ермак.

«СБ»: Работу с обращениями граждан до недавнего времени регламентировали сотни нормативно–правовых документов. Законы, постановления, нормативные акты различных уровней власти и органов местного самоуправления, ведомственные инструкции не только создавали объективные трудности в работе чиновника, но и позволяли ловко жонглировать правами рядовых граждан. Устанавливает ли указ новые сроки и порядок работы? Или обобщает уже существующие процедуры?

О.Сергеева: Этот указ заменяет множество существующих нормативно–правовых актов. Ряд из них будут признаны утратившими силу, поскольку их положения вошли в указ, нормы других изменены в соответствии с новым документом. Причем изменения произошли только в сторону упрощения административных процедур, сокращения сроков выдачи разного рода справок и количества тех документов, которые обязан предоставить сам гражданин.

У нас складывалась, скажем так, нехорошая ситуация с местными органами власти, решениями которых в каждом регионе вводились свои правила игры. Так, для принятия решения о назначении опекуна-попечителя в Могилевской области до недавнего времени требовали пять документов, в Гродненской — один. Указ устанавливает единый порядок для всех.

Г.Кузнецов: Мы работаем по системе «одного окна» уже второй год. Сами пришли к такой необходимости. Жизнь, как говорится, заставила пойти по пути рационализации работы с населением. И четкий документ, подробно регламентирующий действия организаций и граждан, будет работать только на человека. На селе мы практически всю работу с гражданами проводим в сельском совете. Не гоняем в райцентр и обратно. Согласно Указу N 58 сельские жители обращаются в сельские советы, где есть представители нашей службы, — землеустроитель принимает заявления. Проводит там бесплатно необходимые работы по измерениям участков и выезжает в район. Где по заверенной председателем сельсовета доверенности передает документы на регистрацию, привозит обратно и вручает гражданину. Все, отметим, бесплатно. Все — в указанные сроки.

Т.Матусевич: К нам обращаются, когда гражданин не может решить свои проблемы обычным путем, когда возникают какие–то сложности, в том числе судебные споры. Но хочу отметить одну существенную деталь. Сразу же после выхода Указа N 432 о борьбе с бюрократизмом, о службе «одного окна» характер обращений граждан к нам, адвокатам, совершенно изменился. Если раньше граждане приходили в юридическую консультацию, чтобы адвокат дал запрос, например, о действительной стоимости квартиры, то после введения «одного окна» к нам уже с такими вопросами не ходят — проблема «ушла».

Т.Ермак: У нас в три раза уменьшилось количество такого рода обращений. Иногда к нам обращаются из–за отсутствия времени на подготовку комплекта необходимой документации для приватизации жилья. Оплачивают услуги, и мы по доверенности готовим необходимый пакет документов. Но таких обращений стало, как я уже говорила, в три раза меньше. Это говорит о том, что сегодня «одно окно» работает и помогает населению решать проблемы быстро и качественно. Это и экономия времени для граждан, и нет потерь для предприятий, отпускающих в рабочее время своих работников для хождения по инстанциям. А вспомним, какие очереди были во время приватизации квартир. В конце прошлого года, когда заканчивался срок действия приватизационных чеков, люди с 5 часов утра стояли в нотариальных конторах! Чтобы приватизировать квартиру, гражданину нужно было самому обойти 10 инстанций. Сегодня у нас около 85% жилого фонда приватизировано, а остальные при новой системе могут сделать это легко и быстро.

Т.Матусевич: Этот указ — что–то вроде маленькой конституции для всех нас. Он устанавливает новые упорядоченные и систематизированные нормы взаимоотношений граждан и государственных организаций. Другое дело, что он заработает в полной мере и даст ожидаемый эффект, когда в соответствии с его требованиями будет перестроена работа многих организаций, налажено до автоматизма взаимодействие между ними, в том числе за счет общих компьютерных сетей и информационных баз, а также за счет повсеместного внедрения новых современных форм взаимоотношений.

«СБ»: Указом предусмотрен шестимесячный срок на приведение в соответствие с ним существующей законодательной базы. Правомерны ли ссылки чиновников на иные инструкции и законы?

О.Сергеева: Указ является документом прямого действия. И об этом должны знать все наши граждане. Если Президент установил, что предельный срок для выдачи справки, условно, две недели и требуется три документа, то никакая ранее существующая инструкция или закон, отводивший на эту процедуру месяц, не действуют. Поэтому гражданин имеет право требовать выдачи документов теми органами и в те сроки, которые установлены указом.

«СБ»: Насколько серьезная предстоит работа и готовы ли организации к новым нормам и правилам? Есть ли необходимая материально–техническая база, отлажен ли механизм взаимодействия различных ведомств?

Л.Голуб: За прошлый месяц мы обработали 3 тысячи 254 обращения граждан. И ни в одном случае не было сбоя. В Минске система работы по обращениям граждан уже сегодня функционирует на хорошем уровне. Налажено четкое взаимодействие между всеми организациями и ведомствами. Хотя, надо признать, мы находимся еще на начальном этапе большой работы по совершенствованию этой системы. В самое ближайшее время мы должны решить проблему оплаты услуг на месте. Чтобы не гонять человека по банкам. Чтобы не было такого, что справки, квитанции — в одном месте, а оплата — в другом. Мы буквально в два–три дня организовываем у себя работу филиала Беларусбанка, где можно произвести расчет.

Г.Жадько: В ноябре и декабре прошлого года у нас отрабатывалась новая система работы, и сейчас уже не проблема получить необходимые документы. Например, лицевые счета в ЖЭСах. Во всех администрациях установлена электронная связь с РВЦ ЖКХ. У каждого работника службы «одного окна» и у каждого сотрудника, кто работает с лицевыми счетами, есть доступ к этой базе данных. Набираешь фамилию человека, его адрес — и за считанные секунды можно получить всю необходимую информацию.

Л.Голуб: У нас в администрации в службе «одного окна» посетитель может получить консультацию, как ему лучше решить тот или иной вопрос. Ему достаточно только понятно изложить суть своей проблемы.

Г.Жадько: Нельзя сказать, что проблем в практической работе по исполнению требований, по реализации нового указа нет и не будет. Охватить сразу все возможные в реальной жизни ситуации и решить их одним махом сложно. Вот, к примеру, 10–й пункт перечня — о признании помещения не соответствующим установленным санитарным и техническим требованиям. Согласно новым требованиям гражданин должен предоставить только одно заявление и в 15 дней со дня его подачи либо в течение одного месяца, если требуются запросы в иные органы, получить нужную справку. Но для того, чтобы признать помещение не соответствующим санитарным нормам, иногда требуется техническое заключение проектного института. Таких институтов у нас в Минске несколько, и стоимость услуг у них разная. Кто будет определять, в какой институт нам обращаться? Мелочь, казалось бы, но иногда и это может создать проблему. Нельзя забывать и о том, что сроки, в которые данные институты дают такие заключения, могут быть и месяц, и два. Как видите, на этом этапе могут возникнуть сложности по установленным для нас срокам. Надо искать выход.

Вопросы есть и по постановке на очередь на жилье по категории «молодая семья». Для этого нужна справка из ЗАГСа о том, что эта семья впервые вступает в брак. Если этот ЗАГС находится в Минске — проблем нет. А если брак регистрировался в другом городе или районе? ЗАГС может не сразу предоставить данные по той причине, что ему нужен либо оригинал запроса с «синей печатью», либо документ, заверенный электронно–цифровой подписью. Пока система упрощенного и быстрого, с использованием новейших технических средств, взаимодействия между организациями не отлажена. Передачи, пересылки, согласования отнимают много времени. В Минске уровень технической оснащенности достаточно высок, но эти вопросы по стране в целом необходимо очень четко отрегулировать.

Г.Кузнецов: Примерно половина указа приходится на наше ведомство — земля и недвижимость. У нас, прямо скажу, в сельской местности проблем практически нет. У нас везде есть компьютеры, налажена связь с центральным и областными серверами. Самая большая проблема у нас в крупных городах, и в первую очередь в Минске. А суть ее в том, что предприятия, которым нужна справка, до сих пор отправляют граждан по инстанциям, вместо того чтобы запросить нужные им подтверждающие документы. Бывает, и администрации грешат этим. В результате — многочасовые очереди, а мы — главные бюрократы. Ежегодно в городах, например, уточняют очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. И начиная с марта всех таких граждан направляют за справками: и предприятия, к примеру МАЗ и МТЗ, у которых есть своя очередь на жилье, и органы власти — все к нам. Только по Минскому агентству за справками в марте 2006 года обратились 38 тысяч 47 граждан. Из них всего 7 тысяч — запросы администраций районов, 503 справки даны по запросу банков, нотариатам — 1.203 справки. Остальные 29 тысяч 330 человек пришли лично. Это в день — по тысяче человек. Естественно, столпотворение: в нашем здании на Румянцева просто нет соответствующих площадей. А ведь в Минске вообще не должно быть этой проблемы. Техническая база, оснащенность позволяют нам выполнять большую часть запросов быстро, но граждане не понимают, что не они должны идти к нам за справками, а то предприятие, которое их затребовало у граждан, должно само и запрашивать эти справки.

Н.Качан: Здесь важно сказать о психологии граждан. Процедура приватизации, например, была упрощена до минимума. Гражданин обязан предоставить только копии документов на льготы и чеки «Жилье». Все остальное делаем мы, исполкомы, администрации районов. Но после принятия Декрета N 6 от 7 июня 2005 года по вопросам приватизации было около 14 тысяч обращений. Граждане оттягивали принятие решения по своим чекам до последнего. А ведь с таким потоком ни «одно окно» не справится. Это надо тоже учитывать. И вести разъяснительную работу.

Что касается электронной связи. В городе Минске между администрациями и нашими ЖЭСами такая связь установлена. Есть такая связь и в некоторых областных центрах — Витебске, Могилеве. И в этом случае мы очень быстро делаем запрос и так же быстро получаем документы, справки. А там, где ее нет, например в Бресте, приходится действовать обычными дедовскими средствами почтовой пересылки документов на бумажных носителях. Учитывая, что только в прошлом году мы выдали около двух миллионов справок, можно представить сложность подобной работы.

Г.Кузнецов: У нас все районные службы — 122 структурных подразделения — оснащены компьютерами, оргтехникой и имеют возможность через центральный сервер, где сконцентрирована вся служебная информация, общаться друг с другом, предоставлять и получать необходимую информацию. Также в единую сеть завязаны банки, нотариат... Но электронная связь — это только полдела. Нужно решать вопрос электронной подписи. Чтобы не ждать пересылки бумажного документа с «синей печатью» для узаконивания полученной практически мгновенно справки по электронной почте. Представляете, насколько можно сократить сроки предоставления справок из других городов и областей.

Н.Качан: Такой порядок обязательно должен быть установлен. Но, как я уже говорила, даже электронная почта еще не везде существует.

«СБ»: Что делать, если указ определяет предельный срок исполнения запроса на документ в три месяца, а гражданину нужно получить его гораздо раньше, в срочном порядке. Чиновник может это сделать, но, скажем так, не хочет. Мол, текущих и срочных дел и без того хватает. Как бороться с такой волокитой?

Н.Качан: У нас таких проблем не возникает. Справки даются в день обращения и бесплатно. Причем есть и такая услуга, как заказ справки по телефону.

Л.Голуб: Отношения между государством и человеком у нас должны быть построены на взаимном уважении и ответственности. Мы строим социально ориентированное государство. А это означает, что волокита и бюрократизм будут самым жестким образом пресекаться. Саботировать таким образом работу — дело серьезно наказуемое.

Г.Кузнецов: У нас в системе всего 6,5 тысячи работающих. Из них чиновников, т.е. госслужащих, сидящих на окладе, только 1.400 человек. А остальные — на хозрасчете. Они сами зарабатывают себе зарплату, которая напрямую зависит от количества выполненной работы, проведенных обследований, обмеров, расчетов и выданных документов. Так что для нас такие случаи очень редки.

Г.Жадько: Безусловно, человеческий фактор играет большую роль в нашей работе. Если ко мне, например, приходит женщина с ребенком на руках, я понимаю, что ей трудно будет прийти во второй раз, и стараюсь сразу решить проблему. Нужно понять человека, войти в его положение, представить себя на его месте и постараться сделать все, что в твоих силах, помочь. Каждому работнику следует понимать — и руководство администраций всегда старается нацеливать своих подчиненных на это, — что к посетителю нужно относиться так, как если бы ты сам оказался на его месте. Сегодня ты принимаешь и выслушиваешь человека, а завтра тебе самому придется быть принятым и услышанным кем–то.

Нужно менять менталитет человека, и, надо сказать, он уже заметно меняется. Новые условия формируют новые взгляды. Встречаются и равнодушие, и порой откровенное хамство, но, поверьте, этого становится все меньше и меньше. Я сама часто выкраиваю время и звоню, представляясь обычным гражданином, обратившимся в ЖЭС со своей проблемой. Смотрю, где и как со мной разговаривают. Этого иногда бывает достаточно, чтобы составить представление об отношении работников к своим обязанностям.

Г.Кузнецов: Всегда можно найти пути для решения, казалось бы, самых неразрешимых вопросов. Пришла ко мне на прием минчанка, в Воложинском районе у нее садовый участок. Посмотрел документы, разобрался в сути проблемы. Да, задача была не из простых, но решаема. Дал подчиненным в районе две недели на исправление созданных проблем. Виновные, естественно, были наказаны: пусть не думают, что человека можно гонять по кругу. Рано или поздно, но любой вопрос будет решен, а виноватыми будут те, кто не смог или не захотел отнестись к своим служебным обязанностям так, как того требует закон...

«СБ»: Как обжаловать неправомерные действия чиновников, если сроки выдачи документов не соблюдаются? Какова ответственность за нарушение установленного указом порядка?

О.Сергеева: Что касается ответственности, то она предусмотрена еще в Указе Президента N 432. Это первый указ концептуального характера, в котором определены основные направления дебюрократизации. И в этом же документе установлена жесткая административная ответственность должностных лиц, а также других работников — в размере от 4 до 10 базовых величин, — допустивших нарушение установленного порядка. В том числе и за требование документов, которые не включены в перечень, и за нарушение сроков.

С жалобой можно обратиться к вышестоящим должностным лицам в тех организациях, где были допущены нарушения. Привлечь должностное лицо к административной ответственности, предусмотренной в Указе N 432, можно, обратившись с жалобой в органы Комитета госконтроля.

Административная ответственность может наступить параллельно с теми мерами наказания, которые определит для своего нерадивого подчиненного руководитель.

Г.Кузнецов: Сейчас больше всего жалоб в случаях, когда проблему нельзя решить обычным путем. Например, возникают спорные вопросы по наследованию недвижимости, по границам участков... И тот, кто не хочет понимать, что это дело судебного, а не нашего рассмотрения, пишет во все инстанции на нас жалобы. Что касается волокиты, нарушений закона и порядка работы, у нас есть в комитете телефон «горячей линии». Каждый такой звонок у нас записывается, каждый случай тщательно проверяется, и, если жалоба обоснованна, виновные наказываются.

Л.Голуб: Самый простой способ — книга замечаний и предложений. Руководитель организации обязан отреагировать на жалобу. И он отреагирует, потому что налажена очень жесткая система контроля. Сегодня материальное положение госслужащих, я имею в виду пенсии, зарплату, условия работы, довольно неплохое. Недостатка в кадрах нет, никто не уходит по собственному желанию. При аттестации все беспокоятся за сохранение своего рабочего места. Но удержаться можно только одним способом: каждый день доказывая добросовестным трудом, что ты на своем месте. Мы в борьбе с бюрократизмом находимся еще в начальной стадии. Но другого пути, кроме как строить строгую, четкую и эффективную систему работы с гражданами, нам не дано. Три месяца, которые мы работаем по принципу «одного окна», — это не срок. Но посмотрите, сколько уже сделано. Сегодня мы слышим от наших граждан не только нарекания — все чаще люди благодарят за то, что государство идет им навстречу, старается помочь и помогает. А через это складывается и отношение каждого человека к власти в целом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter