Приличные наличные

О повышении зарплаты бюджетникам

Лишних денег не бывает. А вот дополнительная купюра в кошельке еще никому и никогда не вредила. Если она честно заработана, разумеется. А в том, что работники бюджетной сферы повышение зарплат заслужили, сомнений нет.


Надо признать, Правительство достаточно оперативно отреагировало на требование Президента довести к концу года средний заработок бюджетников до эквивалента 410 долларов, а в целом по стране — до 500. Постановлением Совмина № 1267 с 1 сентября повышены тарифные оклады некоторым категориям работников бюджетных организаций. Ставки учителей и врачей увеличились на четверть. На 15 процентов подросли оклады работников социального обслуживания и культурно–просветительных учреждений. Молодые специалисты получат прибавку 10 процентов. На первый взгляд вроде и небольшой рост. Но в масштабах страны он потребует дополнительных бюджетных расходов до 70 млрд. рублей в месяц — оценка министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной. И это только первый шаг.


В конце августа на совещании Президента с руководством Правительства и Нацбанка речь шла о двойном увеличении с 1 ноября ставки первого разряда — с 90 до 180 тысяч рублей. Этот проект потребует дополнительно уже 6,6 трлн. рублей бюджетных ассигнований. Решить задачу предполагается через увеличение дефицита бюджета до 3 процентов.


Эти цифры я сопоставляю, разумеется, не случайно. Любая прибавка к жалованию каждым из нас воспринимается как греющая душу новость. Вряд ли кто глубоко задумывается, глядя на дополнительную купюру в кошельке, о том, откуда она появилась. А понимание источника поступления дает картину всей сложности процедуры повышения зарплат. Деньги на деревьях не растут. И вот пока те люди, которых коснулся нынешний прирост и коснется будущий, смакуют новшество, эксперты задаются разными вопросами.


Одни озадачиваются: а почему именно сейчас и так резко? Ведь можно было и раньше, но по чуть–чуть, а получить тот же результат. Смягчив тем самым давление на экономику. Об экономике, кстати, размышляют другие: как отразятся на ней дополнительные бюджетные расходы? Не опасно ли увеличение дефицита? Что ж, порассуждаем.


Повышать зарплаты бюджетникам раньше действительно было проблематично. Этот процесс шел поступательно до 2009 года. Пока нашу страну не коснулось крыло мирового кризиса. Ресурсы для сохранения динамики прироста заработков, увы, съежились. Но дело не только в этом. Преодолевали последствия потрясений в мировой экономике мы в сотрудничестве с Международным валютным фондом. А он выдвигал достаточно жесткое условие: заморозить повышение зарплат бюджетникам на время реализации совместных проектов. Белорусская сторона взятые обязательства выполнила. Проекты завершены. И теперь мы абсолютно свободны в принятии таких решений, чем и пользуемся.


Временный мораторий создал некоторый запас для роста зарплат. На это обращает внимание декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. Долгое время совокупный фонд заработной платы в стране составлял около 45 процентов валового внутреннего продукта. Рос ВВП, увеличивались и выплаты людям. Пропорция сохранялась. Но с приостановкой процесса доля зарплат несколько снизилась. Теперь же все возвращается на свои места. Поэтому негативного влияния на экономику, по мнению эксперта, повышение оказать не должно. Не видит он ничего страшного и в трехпроцентном дефиците бюджета. «Такой уровень был у многих европейских стран в их лучшие времена. Он далек от порога безопасности», — резюмирует М.Ковалев. А в дальнейшем разговоре по теме собеседник высказал мысль, показавшуюся мне особенно любопытной.


Суть ее в размышлении о том, что дальнейшее повышение зарплат в бюджетной сфере нужно увязывать с ростом производительности труда в ней. М.Ковалев считает, что сегодня она низка. И объясняет это избыточной численностью. Казалось бы, крамольная мысль. При нынешних–то очередях в поликлиниках и дефиците, например, учителей начальных классов. Но, развивая мысль, эксперт ссылается на исследования МВФ. По ним, количество занятых, например, в здравоохранении на душу населения у нас выше, чем в европейских странах. Но если подсчитать тех, кто непосредственно работает с людьми, этого превосходства не будет. «У нас в бюджетной сфере слишком велик административный аппарат, службы, которые занимаются разработкой методологии и прочей рутинной бумажной работой, — рассуждает М.Ковалев. — И вот за счет оптимизации численности этих структур можно получить дополнительные ресурсы для еще большего повышения заработков тем, кто непосредственно лечит, учит, ухаживает за людьми с ограниченными возможностями, стоит на боевом посту, охраняет порядок». А что? Лично я не припомню, чтобы вопросы повышения уровня жизни бюджетников рассматривались через такую призму. Быть может, эти мысли посчитают резонными и в Правительстве?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter