“Приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу”

В начале февраля этого года пройдет церковное празднование блаженной Валентины Минской. Родилась она еще в позапрошлом столетии, а относительно недавно, в 2006 году, была канонизирована. И в те годы, и сейчас люди не перестают обращаться к ней с молитвами. Кто она — белорусская святая?

Могила первой белорусской святой XXI века в деревне Коски Дзержинского района стала местом паломничества.

В начале февраля этого года пройдет церковное празднование блаженной Валентины Минской. Родилась она еще в позапрошлом столетии, а относительно недавно, в 2006 году, была канонизирована. И в те годы, и сейчас люди не перестают обращаться к ней с молитвами. Кто она — белорусская святая?

Валентина родилась 7 апреля (по старому стилю) 1888 года в небольшой деревеньке Коски, что в Дзержинском районе. Родители ее происходили из двух священнических родов: Свирских и Чернявских. Отец, Феодор Иосифович, — настоятель Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково Минского уезда. В Косках, где проживала вся семья, действовала приписная церковь в честь святой праведной Анны, располагавшаяся поблизости от дома священника. Здесь Валентина провела свои детство и юность.

Мать ее, Софья Петровна, была волевой и строгой женщиной, воспитала в духе православия не только Валентину, но и еще трех дочерей: Анну, Ксению и Ольгу. Девочки росли в живописной сельской местности. Сегодня там протекает река Уса. Когда-то пятилетняя Валентина принесла из лесу маленькую елочку и посадила ее недалеко от храма в Косках. Девочка усердно поливала деревце и молилась, чтобы оно росло и крепло. Елочка, к удивлению всех, выросла в форме креста.

Валентина, как и ее отец, училась в Минском духовном училище. После его окончания иногда заменяла отца и вела уроки Закона Божия для маленьких детей в Народном училище. Незадолго до Первой мировой войны она вышла замуж за Федора Васильевича Сулковского. Он тоже происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника. Родители благословили детей Владимирской иконой Божией Матери, которая сохранилась до наших дней вместе с образом Спасителя, родительским благословением матери жениха. Эти две иконы всю жизнь были рядом с ней.

Во время войны муж Валентины в качестве чиновника военного ведомства занимался решением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта. Валентина уехала за ним в Польшу на место его службы. А чтобы как-то свести концы с концами в те нелегкие годы, окончила в феврале 1917-го в Минске трехмесячные курсы “Для переписки бумаг и для обучения письму на пишущих машинках”. После войны вместе с мужем вернулась на малую родину.

К этому времени ее отец, протоиерей Феодор Чернявский, уже не был настоятелем церкви в Станьково, так как сильно болел. А в декабре 1919 года умер — похоронили его рядом с причтовым домом на церковном погосте.

Тем временем к власти пришли Советы. Муж Валентины Федор занялся личным подсобным хозяйством, завел скот, стал пахать землю и сеять хлеб. Но уже в 1931 году его арестовали и сослали в лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги, потом отправили на Дальний Восток, где он и погиб. Оставшись без мужа, Валентина по-прежнему проживала в Косках, ухаживала за престарелой матерью, у которой болели почки.

…Как-то она пришла к ручейку, протекающему возле дома, чтобы помыть ноги, и к ней вдруг явилась невероятной красоты женщина и сказала: “Иди и ляг”. Валентина так и сделала. С тех пор и осталась лежать в постели, хотя в первое время еще могла немножко передвигаться с палочкой. Провела она в постели 33 года, до самой смерти. Интересно, что за эти долгие годы у нее не было ни пролежней, ни застойных явлений, обычных в таких случаях.

Мы познакомились с односельчанкой блаженной Валентины.

— Я была еще школьницей, когда умерла святая Валентина, — вспоминает Регина Король, пенсионерка из деревни Коски. — Но кое-что в жизни связывает меня с этой удивительной женщиной. Когда я училась в третьем или четвертом классе, меня стали мучить дикие головные боли! Мигрень начиналась всегда ровно в три часа ночи и не прекращалась до утра. Моей маме сказали: “Валя (ее звали так же, как и святую), сходи к блаженной, она помолится за девочку…” Как сейчас помню, мы пошли к ней, та помолилась за меня, потом дала в рот просвирочку и немножко водички, чтобы ее запить. И чудо — головные боли прекратились!

Первые свидетельства о чудесах по молитвам матушки Валентины относятся к довоенному периоду. Валентина предвидела Великую Отечественную войну и односельчанам говорила: “Придется увидеть железные птушки…” Во время войны к ней приходили жены, матери и сестры мобилизованных на фронт мужчин. От нее они выносили свои платки, которые Валентина с молитвой благословляла. Намоленные платочки мужчины бережно хранили под боевыми гимнастерками и возвращались с войны домой.

— Моя мама с тетей тоже ходили к блаженной Валентине, когда их мужья — мои папа и дядя — были на фронте, — говорит Регина Викентьевна. — Но матушка на все их вопросы отвечала, что мужчин уже нет в живых. Через какое-то время пришли похоронки…

После войны матушка Валентина служила в очень неблагоприятный для церкви период, который наступил в конце 1950-х — первой половине 1960-х годов. В те годы церковь претерпевала усиленное гонение со стороны советской атеистической власти. В условиях массовой антирелигиозной пропаганды повсеместно закрывались и разрушались храмы. Людям внушали, что через двадцать лет с религией будет покончено навсегда, а по телевидению “покажут последнего попа”. Под запретом были религиозная литература и проповеди.

Последний год своей жизни матушка Валентина провела под присмотром сестры Ольги. Жила Валентина очень скудно: скромная постель, простенький матрасик с подушкой; другая подушечка лежала у нее под ногами. Несмотря на свою немощь, Валентина не разрешала себя часто переодевать или помыть: может, раз в месяц, а то и три. Питалась также очень скромно, а если посетители и приносили что-то съестное, она все равно ничего не пробовала. А когда ее упрашивали, отвечала: “Ешьте вы, а нам, болящим, — легче лежать”.

Обычно ее поучения облекались в форму иносказаний, притч, которые понимали лишь те, на чей личный вопрос она отвечала. Матушка ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, говорила об этом людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нем веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаянных грешников, призывала их к покаянию и спасению. Утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, по милости Божией возвращала здоровье больным. Тем, кто приходил к ней без упования на помощь Творца и воспринимал ее как чародейку-целительницу, она никогда и ни в чем не помогала.

Умерла матушка Валентина 6 февраля 1966 года. Могила ее — на Косковском кладбище, недалеко от Дзержинска, возле трассы Брест—Москва. Похороны матушки вызвали переполох у властей, на них присутствовал наблюдатель. Ведь тогда было запрещено хоронить со священником, поэтому он присутствовал скрытно — в гражданской одежде.

Сегодня у тех, кто в молитвах обращается к ней, происходят различные исцеления, разрешаются тяжелые ситуации. “Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу”, — завещала перед смертью матушка Валентина, словно предвидя, что помощь ее еще понадобится многим.

— После смерти блаженной в советское время все равно запрещалось ходить на ее могилку, — добавила Регина Король. — Я тогда работала в городе и каждый день возвращалась домой на электричке, по пути всегда старалась зайти на кладбище, помолиться. На станции выходило много и незнакомых людей. Тайком мы подсказывали, как пройти к могиле святой. У меня и сейчас дома есть ее фотография, глядя на изображение, я обращаюсь: “Святая блаженная матушка Валентина, моли Бога о нас…” К ее могиле идут многие с разными просьбами и бедами: молодежь — перед поступлением, мамы молят за выздоровление детей. Сейчас могила ухожена, выложена красивой плиткой, на кладбище есть дорожки — все это делают верующие и паломники. Матушка Валентина была очень хорошей, доброй женщиной. Теперь я жалею, что когда-то молодой не постаралась больше о ней расспросить у старых людей… До сих пор помню, как женщина, которая за ней смотрела, Евфросиния, когда я прибегала в тот домик, где они жили, говорила: “Зайди к ней, послушай, как она молится”. Я тихонечко заходила и слушала ее молитвы…

В 2006 году Белорусская православная церковь причислила Валентину Минскую к лику святых.

Надежда БУТОВИЧ

НА СНИМКАХ: Валентина Феодоровна СУЛКОВСКАЯ — Валентина МИНСКАЯ в молодости; икона святой Валентины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter