5 января Республиканскому клиническому госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны имени П.Машерова исполнится 70 лет

Приказано: остаться в строю

В первые дни нового года, 5 января, исполнится 70 лет Республиканскому клиническому госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны имени П.Машерова. Бывшие фронтовики и партизаны уже много лет с теплотой называют его своим.



Начало

История госпиталя начиналась вместе с первым осознанием того, что война окончена, пришло время строить мирную жизнь, залечивать полученные за долгие годы глубокие раны. Казалось, сама белорусская земля — вздыбленная, истощенная, опустошенная — еще стонала от перенесенных жестоких испытаний. Что уж было говорить о людях... Слезы радости сливались со слезами горечи от понесенных утрат. Фронтовики возвращались домой не только с наградами, но и нашивками за ранения, многие из них — после долгого лечения в госпиталях, некоторые — без рук, без ног... Им требовалась безотлагательная помощь. Так, в Минске, точнее, его пригороде деревне Боровляны появился Минский областной госпиталь инвалидов № 5803. Располагался он в приспособленных бараках бывшей машинно–тракторной станции, где и разместились первые 100 коек. Упор делался на инвалидов, которые нуждались не только во врачебной помощи, но также социальной и трудовой реабилитации. Поэтому при больнице организовали классы и мастерские, чтобы дать возможность уже окрепшим пациентам получать необходимые навыки для их новой непростой жизни. Сегодня в небольшом музее при госпитале о том времени рассказывают старые черно–белые фотографии и швейная машинка, на которой заново учились зарабатывать себе на хлеб покалеченные и обездоленные войной люди.








Историческая хроника госпиталя.

День сегодняшний

Еще в 1969 году госпиталь приобрел республиканский статус, а в 1972–м появился новый госпитальный комплекс, возведенный по особому проекту в поселке Лесном. Конечно, сегодня здесь нет мастерских или учебных классов для инвалидов — этим давно занимаются специальные организации. Но и по сей день госпиталь отличается от других клинико–лечебных учреждений страны. Вообще, он больше похож на санаторий для пожилых людей. В какой еще больнице для пациентов готовится не только лечебная, но и культурная программа? И актовый зал такой, что позавидует иной районный ДК! А все потому, что хорошее настроение — тоже лекарство, тоже терапия.

Концертная терапия.

— Пока жив хоть один ветеран Великой Отечественной войны, госпиталю для ветеранов быть, — уверен главный врач Виктор Лишаков. — Другое дело, сколько нам требуется коек. Сегодня их 700, и около трети занимают именно ветераны Великой Отечественной войны. Вместе с ними поправляют здоровье участники боевых действий на территории других стран — например, «афганцы», которым мы предоставляем в основном восстановительно–реабилитационное лечение, и ветераны труда. Пациентов принимают семь стационарных отделений терапевтического профиля, два неврологических и урологическое отделения. Есть отделение анестезиологии и реанимации. Все показанное лечение проводится бесплатно. Палаты — от одноместных до четырехместных. Но четыре койки — многовато, особенно для пожилых людей, так что планируем уходить от этого.

6-медицина-госпиталь-ветераны21-121115 (Копировать).jpg




Планы на завтра

Ежегодно в госпитале лечатся более 12 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, пострадавших от последствий войны. Но с каждым годом таких людей остается все меньше и меньше. Каким видит будущее больницы ее руководитель?

— Действительно, время идет и жизнь подсказывает необходимость корректировки в организации нашего медицинского учреждения, — соглашается Виктор Борисович. — Кое–что уже реализовано. Так, на базе госпиталя функционирует Республиканский геронтологический центр. Думаю, в таком направлении стоит продолжать работать, ведь не секрет, что население страны становится все более возрастным. У нас организованы кафедра геронтологии и гериатрии и кафедра лучевой терапии Белорусской академии последипломного образования. В перспективе госпиталь может стать серьезным научным центром. Сегодня наш коллектив полностью укомплектован высококвалифицированными специалистами. Из них не менее половины отработали в госпитале более 10 лет, хорошо знакомы со спецификой учреждения, всегда умеют найти подход к пожилому человеку. Вообще, в госпитале очень высокие требования ко всем сотрудникам, действует неуклонно принцип пациент всегда прав.

Медики

Чтобы побеседовать с главврачом, пришлось немного подождать в приемной. «У Виктора Борисовича очень важная встреча», — предупредила секретарь. Спустя какое–то время из кабинета в сопровождении доктора вышли несколько женщин. «Бывшие узницы нацистских концлагерей, — озабоченно произнес Лишаков. Было видно, разговор с пациентками для главврача оказался отнюдь не дежурным. — Конечно, люди приходят и с проблемами, но все–таки больше — с благодарностями: врачам, сестрам да всему персоналу».

Заведующий консультативно–диагностическим отделением Евгений Паньков также работает в госпитале уже 10 лет, поэтому о своих пациентах может рассказать немало:

— У нас примерно 350 посещений в день — почти как в районной поликлинике. Только каждый стационарный больной за время лечения проходит через наше отделение до шести раз на приемах узких специалистов. Чем отличается госпиталь от других медучреждений? Мне кажется, особенным, очень понимающим отношением к больным, проблемы которых усугубляются еще и возрастными особенностями. Вообще, пациентам у нас комфортно, ведь все они практически ровесники — люди общей исторической судьбы, и в госпитале не только лечатся, но много общаются друг с другом, вспоминают прошлое, которое сегодня, наверное, по–настоящему понятно только им.

Лилия Демчишина, заведующая отделением функциональной диагностики, работает в госпитале 13 лет: «За это время ветеранов стало меньше, они стареют. Но мы стараемся делать все возможное, чтобы продлить их дни, чтобы ветераны дольше были с нами». Доктора поддерживает старшая медсестра отделения Виктория Аникина: «Наши пациенты необыкновенно добрые люди — может, еще и оттого, что жизнь у них была такая трудная. И мы видим, с какой любовью и вниманием относятся к ним родные, близкие. В госпитале на День Победы, 9 Мая всегда проходит большой праздник. С поздравлениями приезжают много гостей, школьники с цветами, артисты дают концерт. Знаете, я замечаю, что в первую очередь наши ветераны хотят внимания. Впрочем, видимо, как и каждый из нас...»

Врач функциональной диагностики Вера Кудина, несмотря на свои молодые годы, уже имеет опыт работы именно с возрастными пациентами в геронтологическом отделении: «Сложности в работе с пациентами случаются всегда. Но если человек по жизни — оптимист, то он и в свои 90 остается им и будет источником положительной энергии».


Ну и, конечно, — пациенты!

Да, о многих пациентах госпиталя можно писать не только очерки, но повести, а то и романы — до того яркие и необычные у них биографии. Вот Василий Моисеевич Мурков. В будущем году готовится отмечать 90–летие. Родился на Могилевщине в Горецком районе. Осенью 1940 года получил путевку в ленинградское ремесленное училище. Полгода проучился на токаря по металлу — и война. «Моя специальность очень пригодилась для защиты Отечества. Мы изготавливали детали для артиллерийских орудий, «катюш», — вспоминает ветеран. В мае 1942 года Василия Муркова зачислили на завод «Арсенал», где он трудился до 1947 года. Затем поступил в институт в родных Горках. У Василия Моисеевича за войну есть награды — медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В блокадном Ленинграде во время артобстрела Василий Мурков получил ранение: осколки снаряда попали в ногу и позвоночник. Два месяца лежал в больнице. Тогда парня подлечили. Но военные раны не проходят бесследно, и теперь ветеран регулярно бывает в госпитале инвалидов Великой Отечественной войны. «Меня многие медики уже знают, — с готовностью сообщает Василий Моисеевич, — не менее семи раз лечился здесь. Я серьезно отношусь к своему здоровью и надеюсь дожить до 100 лет». И, заговорщицки улыбаясь, кивает в сторону окна, где на подоконнике лежит... гантель. «Моя... — гордо подтверждает ветеран. — Тоже лекарство от старости и немощи». Надо сказать, лекарство действенное, о чем свидетельствовало крепкое рукопожатие моего собеседника.

Григорий Махонь и Василий Мурков.

Сосед Василия Моисеевича по палате — минчанин Григорий Васильевич Махонь, кстати, давний читатель нашей газеты. В Минск приехал в молодости по комсомольской путевке на восстановление разрушенного войной города. А в период фашистской оккупации 16–летний Григорий Махонь воевал в партизанах в Лепельско–Бегомльской зоне — с ноября 1943-го по июль 1944 года, а до того распространял антифашистские листовки. После прихода Красной Армии прошел курсы пулеметчиков и стал в армейский строй. Но отправили новобранца не на Запад, как можно было ожидать, а на Восток — на японский фронт. Демобилизовался старшим сержантом. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией»... Госпиталь и для него серьезное подспорье в поддержании здоровья.

Василию Ивановичу Замарину из Молодечно уже 94 года, он участник Сталинградской битвы. Освобождал Украину, Молдавию, Венгрию — Будапешт, потом — Вену... В Карпатах встречался с союзниками. Имеет орден Отечественной войны, два ордена Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги»... Всего 24 награды. И от Василия Ивановича, и от других ветеранов–пациентов довелось слышать: «Дзякуй Богу, лечат хорошо...»


Василий  Замарин.

Действительно, «дзякуй Богу». Но не только. Благодарность — всем неравнодушным людям, в первую очередь, конечно, медикам. Ведь уже 70 лет они помогают нашим ветеранам — бывшим фронтовикам, партизанам, подпольщикам, участникам трудового фронта — оставаться в строю. И это благородное дело.

ulitenok@sb.by

Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter