Варшава ввела новые ограничения для грузоперевозчиков

Приграничное безумие

Как отмечают в МИД Беларуси, режим Дуды —Моравецкого продолжает реализовывать комплекс деструктивных и антибелорусских шагов. Своими действиями польские власти не только создают очередные препятствия и нечеловеческие условия для граждан Беларуси и Польши, но и для перевозчиков всего евразийского пространства.

Провокации на заказ

Все активнее и настойчивее англосаксы делают Польшу новым провокатором в нашем регионе. Она закрыла движение грузовиков с белорусскими и российскими номерами через границу. Раньше был открыт хотя бы пункт пропуска «Козловичи». Теперь в Польшу не будут заезжать ни фуры, ни полуприцепы из Беларуси и России — запрет вступил в силу.

Въезд на территорию стран Евросоюза тягачей, зарегистрированных в наших странах, был запрещен еще с апреля прошлого года. Однако ранее запрет удавалось обходить: не запрещалось груженый полуприцеп с белорусскими номерами прицепить к тягачу с европейской регистрацией и доставлять товары в страны ЕС. Точно так же как полуприцеп с европейскими номерами можно было присоединить к голове белорусской фуры и тянуть его дальше по Беларуси и России. Теперь же по решению польской стороны такие действия стали невозможными.  Остается только одно: в транспортно-логистическом центре перегружать товар из одного прицепа в другой. Но стоимость такого выхода может оказаться крайне высокой. В Государственном таможенном комитете отметили, что перегрузка товаров пока останется актуальной, только эта операция более затратна как по временным, так и по финансовым критериям. Это, в свою очередь, еще больше усугубит положение дел европейского бизнеса.

Бумеранг возвращается

Очередями на границе на западном рубеже Беларуси за последний год водителей большегрузов вряд ли уже можно удивить. Первые серьезные трудности они стали испытывать еще год назад. Тогда западные политики запретили перевозки, в том числе и транзитные, для белорусских и российских фирм. Белорусы начали ездить в ЕС по специальным пропускам, которые получали фармацевтические, медицинские и сельскохозяйственные компании. Но могли ли водители предположить, что польская сторона пойдет еще дальше и вовсе перестанет пропускать фуры из Беларуси и России через свою границу?

Несмотря на то что нововведение действует с 1 июня, руководство компаний, занимающихся перевозками, и сами водители уже думают о последствиях. А принятое польской стороной решение можно назвать не иначе как выстрелом себе в ногу. Эксперты констатируют, что рынок европейских перевозок за последний год стремительно просел. За первый квартал текущего года грузопоток, например, в Германию снизился более чем на 70 %, в Латвию — почти на 80 %, в Польшу — на 85 %, а в Литву — и вовсе почти на 90 % по сравнению с прошлым годом.

О скором выздоровлении отрасли говорить не приходится. Судя по поведению наших ближайших западных соседей, к болезни добавляются лишь новые симптомы. Чтобы доставить груз в страны Евросоюза, у водителей остался такой маневр — через страны Балтии. Но Польша — крупный логистический хаб, миновать который могут не все перевозчики, так как для этого необходимо дополнительное время. Очевидно, что такие действия ведут к удорожанию транзита. Как следствие, выше может стать и конечная цена товаров на полках в магазинах. Поэтому белорусы делают все возможное, чтобы ускорить проезд грузовиков: на территории Брестского региона действуют пять специальных точек для перегрузок.

По западным лекалам

Действия польских властей по запрету движения белорусских и российских грузовиков через границу необходимо оценивать как новую волну экономических санкций. Конечно, это влияет на транспортный поток и сдерживает грузоперевозки, что не дает предприятиям в должной мере выполнять обязательства по поставке продукции, считает аналитик БИСИ Алексей Авдонин. Однако это влияет в большей степени на самих европейцев. Безусловно, таким способом пытаются влиять и на Россию. Важный момент: польский режим действует в жестких рамках, определенных прежде всего США, и подобные решения — провокационные шаги, реализованные Варшавой под заокеанским давлением. Притом что никаких позитивных результатов для самой Польши это не приносит — в угоду США польские власти действуют в ущерб интересам своего народа и национальной экономики.  

 Насколько усугубит ситуацию на границе решение наших западных соседей и как быстро проявятся последствия — вопрос пока остается открытым. Кому такими дикими выходками польский марионеточный режим навредит больше — тоже большой вопрос. Мы уже привыкли к подобным европейским «закидонам», а вот полякам, которые также не могут провозить грузы через Беларусь, еще предстоит приспособиться.

Адекватный ответ

 По словам пресс-секретаря МИД Анатолия Глаза, очередные манипуляции с пересечением границы были для Беларуси ожидаемы. Решения правительства Польши показывают, что базовые права человека, в том числе право на свободу передвижения, на деле для них ничего не значат. На эти меры в обязательном порядке последует асимметричный ответ. При этом будут в максимально возможной степени учтены интересы простых поляков, вынужденных страдать из-за волюнтаризма своего правительства, и конечно же,  интересы наших граждан.

Белорусская сторона является ответственным игроком в своем регионе и не намерена поддаваться на подбрасываемые провокации, а будет реагировать спокойно, планомерно и с достоинством. На этом фоне представители польского руководства заявляют, что «Польша для Беларуси является окном в мир». Похоже, режим Дуды — Моравецкого настолько уверовал в свою исключительность и безнаказанность, что уже в открытую говорит о своем превосходстве и не способен выстраивать диалог с соседями. Это, как отметил пресс-секретарь МИД, весьма опасная тенденция.

Сергей Федоров, начальник главного управления Государственного таможенного комитета:

— Новые меры польских властей еще больше осложнили деятельность бизнеса. Но хочу отметить, что белорусская таможня примет все необходимое для того, чтобы обеспечить товаропоток через границу в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью. Дополнительно хочу обратить внимание перевозчиков, отправителей и получателей грузов на то, что необходимую информацию следует представлять таможенным органам своевременно, что обеспечит совершение нужных операций в самые кратчайшие сроки.


В ТЕМУ

С начала года белорусским безвизом воспользовались 187 170 жителей соседних стран ЕС. По информации пограничного ведомства, с 1 января Беларусь по безвизу посетили 122 914 граждан Литвы, 36 265 граждан и 11 178 неграждан Латвии, а также 16 813 граждан Польши. Всего с начала действия безвизового режима в Беларусь прибыли 572 156 иностранцев.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter