Как живут и служат между двух границ

Приборово — деревня между двух границ

Еще недавно Павел Василевский жил в Минске и работал поваром. Когда в военкомате узнал, что годен к пограничной службе, обрадовался: здоровье в полном порядке. Оказавшись на заставе «Липинки» Брестской Краснознаменной погрангруппы имени Ф.Э.Дзержинского, понял, что и с местом службы ему повезло. 


Соседняя деревня Приборово упоминается еще в XVII веке, название истолковывается как «возле бора». 22 июня 1941-го два пограничника заставы героически погибли, уничтожив 13 гитлеровцев во главе с офицером. Об их подвиге напоминает обелиск, за которым ухаживают пограничники и учащиеся Приборовской школы. Застава носит имя ефрейтора Александра Завидова, героически погибшего недалеко от деревни в конце войны. В 80‑х застава признавалась лучшей в погранвойсках всего КГБ СССР. Она и сейчас на хорошем счету, хотя охраняет сложный участок. 

После распада Союза деревня оказалась между двух государств — Украиной и Польшей. До сопредельной территории в обе стороны — пару километров. Бывает, что контрабандисты или незаконные мигранты создают напряженную обстановку одновременно и на польском, и на украинском участках. Для задержания крупной партии глюкометров на украинском участке пограничникам даже пришлось применять оружие.

Все это рядовой Василевский уже знал, когда пошел в первый наряд. Свою ответственность за охрану государственной границы в полной мере осознал. Как профессиональный повар оценил и солдатскую кухню: «Вкусно, почти как дома!» Впереди у него полтора года в должности инспектора погранслужбы. Родители довольны, что у сына все получается, а девушка с нетерпением ждет первого отпуска. 

Оснащение заставы наглядно иллюстрирует многие из технических новаций, о которых недавно в интервью «СБ» рассказал председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо. На 15‑километровом польском участке недавно установлен испытанный и еще более надежный после модернизации сигнализационный комплекс С‑175. До конца года будет завершено строительство современного сигнализационного комплекса и на украинском участке. Фактически заново отстроен рубеж основных инженерных сооружений, оборудованы пять переездов через водные преграды. 


Надежность своего участка начальник заставы «Липинки» капитан Дмитрий Готовко гарантирует: «Новые дороги позволяют тревожной группе быстро прибыть к месту срабатывания сигнализационного комплекса. Технические средства дают мне возможность в режиме реального времени видеть, где находятся пограничные наряды и оперативно реагировать на обстановку». 

В минувшем году на заставе завершен капитальный ремонт, оборудованы новые классы для занятий, служебные и спальные помещения, музей и столовая. Есть все, чтобы отдохнуть после службы, а в свободное время и с родными пообщаться.

Если рядовому Василевскому только предстоит себя проявить, то сержант Евгений Карасев уже «ветеран», на заставе второй год. Родом из Слуцкого района, потом учился и работал в Москве, а когда пришло время призыва, вернулся домой и сам пожелал служить на границе. Стал кинологом. Вспоминает последнее задержание, в декабре минувшего года: 


— Мы выехали в составе тревожной группы в тыл участка. Были в засаде, чтобы нарушитель не пересек дорогу. Собака взяла след и привела к сараю...

Эта ситуация — один из примеров взаимодействия пограничников и жителей деревни. У нарушителя был сообщник, также гражданин России. На такси из Бреста они приехали вместе. Если первого задержали пограничники, то о втором утром следующего дня сообщили сельчане: подозрительный незнакомец пытался уехать на служебном автобусе, смешавшись с работниками птицефабрики. Дальнейшее было делом техники.

«Поверьте, незнакомец в приграничной деревне всегда выделяется и вызывает повышенное внимание», — комментирует тот случай председатель Томашовского сельисполкома Елена Бурак. Вспоминает, что и сама как‑то выявила двух граждан с недобрыми намерениями, они были задержаны. Слова председателя готов подтвердить каждый сельчанин.

«Телефоны пограничников есть у всех, сразу звоним, если что, — говорит Надежда Миклашук. — Просыпаешься, а они уже по деревне едут, наши защитники. Их присутствие и нас дисциплинирует. Здесь красиво, у людей есть работа на птицефабрике, на молочно‑товарной ферме, транспорт ходит, природа... С городом не сравнить!»

Сейчас деревня Приборово, которая в июне 41‑го потеряла 100 домов, а за всю войну — почти четыре сотни жителей, опять многолюдна. Почти полтысячи сельчан живут дружно и помогают друг другу во всем. А сержант Карасев принял решение продолжить службу на границе по контракту.

Сергей КАРЖИЦКИЙ. 

Фото Владимира ЧЕСНЫХ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter