Превратности быта

Дмитрий Шалыгин, житель агрогородка Забелышин Хотимского района, до сих пор вспоминает, как намучился, когда несколько лет назад понадобилось сделать фото на документ...

Дмитрий Шалыгин, житель агрогородка Забелышин Хотимского района, до сих пор вспоминает, как намучился, когда несколько лет назад понадобилось сделать фото на документ. Ему, газоэлектросварщику местного спиртзавода, пришлось тогда отпрашиваться с работы, ехать за 18 километров в райцентр. Причем в комбинате быт-услуг фотографа в то время не было. Сфотографировался у единственного в районе частника. Через несколько дней опять отпрашивался с работы за снимками. Сколько времени, нервов ушло на пустяковый вопрос!


Ситуация изменилась. Около 3 лет назад Хотимский комбинат бытуслуг закупил фотооборудование, нанял фотографа Валентину Павлюченко. Причем профессионалом Валентина не была, новую специальность осваивала на рабочем месте. Набила руку, заказчики ею довольны. Да и как быть недовольными, если конкурентов нет?! За время, пока «бытовики» осваивали услугу, предприниматель, к которому когда–то ездил Шалыгин, сменил специализацию, перестал снимать на документы. «Бытовики» стали монополистами. Казалось бы, все в порядке. Увы, проблем хватает: фотограф «Бытуслуг» почти не востребован, живет на мизерную зарплату 250 — 260 тысяч рублей. В чем причина?


...В прейскуранте комплексного приемного пункта агрогородка Забелышин появилась строчка «фотоуслуги». Конечно, своего фотографа на селе как не было, так и нет, по предварительным заявкам сюда опять же ездит Валентина. Людям удобно и у фотографа заказов больше. Забелышин — крупный агрогородок с населением под тысячу человек. Если учесть, что в самом Хотимске примерно 7 тысяч жителей, понятно, что условия здесь почти городские. А как быть жителям крохотных отдаленных деревенек района — Мартиновки, Розальмово, Будочки, Кленовки, Таклевки, — если им вдруг понадобится запечатлеть себя?


Оказывается, кассиры комплексных приемных пунктов с зарплатой 200 тысяч рублей обязаны ездить на велосипедах по таким деревням, собирать заявки. Узнавать, кому из сельчан нужно сделать прическу, подлатать штаны, отремонтировать обувь, сфотографироваться. На время отсутствия на рабочем месте кассир должна вывесить на двери своего приемного пункта объявление — куда уехала и когда вернется. Организовать работу по–другому, увы, невозможно. С начала года, почти за 7 месяцев, выручка от фотоуслуг составила всего полтора миллиона рублей. При такой экономике взять дополнительных специалистов никак не получится.


— Работаем в непростых условиях, — признает директор Хотимского комбината бытуслуг Петр Минченко. — Изначально, как и положено, в калькуляции закладываем рентабельность на социально значимые услуги не более 5 процентов. Еще, чтобы не отпугнуть клиентов, смотрим, чтобы было не дороже, чем у частников. А ведь у бизнесмена затраты меньше — нет общехозяйственных, общепроизводственных расходов, ниже налоги.


Чтобы хоть как–то свести концы с концами, «бытовики» ездят в школы, детские сады, предлагают родителям фото на память с утренников, вечеров и прочих торжеств. Но у большинства есть «цифровики», «навороченные» мобильники, они сами фотографируют детвору. Сельская же «бытовка», зарабатывая копейки, получает... дотации из местного бюджета. «Упразднить» нерентабельный вид услуг нельзя, даже если им пользуются всего несколько человек в год. Не позволяют социальные стандарты. А сделать прибыльными, получается, тоже невозможно?


Но ведь частники как–то зарабатывают фотоделом, и приличные деньги, — снимают свадьбы, юбилеи, приобретают видеокамеры, чтобы делать фильмы. И дотаций им не выделяют. А то, что у предпринимателей ниже затраты, тоже вопрос спорный — как же аренда, реклама?


Мне кажется, дело в том, что частники разворотливее «бытовиков», раньше их осваивают новые виды услуг, первыми находят постоянных клиентов. Работают на себя, не боятся рисковать. За руководством же «Бытуслуг» — коллектив, которому надо платить пусть небольшую, но стабильную зарплату. Семь раз отмеришь, прежде чем принять решение.


Свежий пример. Ксерокс Хотимский комбинат бытуслуг решился купить только в этом году, когда ксерокопирование для населения давно освоили сельские почтовые отделения, клубы, сельсоветы и даже школы. Можно ли ожидать прибыли от запоздалого приобретения при такой конкуренции?


Трудно осваивать новые услуги, приобретать оборудование, не имея оборотных средств. Но предлагая услуги с опозданием, на «оборотку» не заработаешь. Такой вот крепкий узел, который нужно срочно разрубить. Как? Ответ на этот вопрос «бытовики» пока ищут.


Компетентно

Петр Зубцов, заместитель начальника «Могилевоблбыта»:


— Конечно, раскручиваться в глубинке сложно. Но есть у нас и положительные примеры. Фотографы очень сильные в Горках, Быхове, Осиповичах, Кричеве, — в этих районах мы серьезно подвинули частников. Обычно же в провинции непросто найти хороших специалистов из–за невысокой зарплаты. Между тем малые выручки не позволяют поднять заработки. В ближайшее время будем повышать квалификацию наших фотографов, докупать современное оборудование. Но и «бытовикам» на местах нужно проявить инициативу — внимательнее изучать спрос, осваивать новейшие услуги, не отставая от частников, работников крупных городов. Тогда, уверен, у провинциальной «бытовки» появятся хорошие перспективы.

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter