Предъявите паспорт!

Свет знаний и тьма ремонта

Свет знаний и тьма ремонта


У первого дня учебного года свои запахи. Это запах цветов, типографской краски новеньких учебников, свежевыкрашенных полов в школьных классах. Чем еще может «пахнуть» 1 сентября? Сосной и рубероидом — если ремонтируют крышу, плесенью — если отсырел спортзал, пылью — если в школу приходится идти пешком по проселочной дороге...


На днях со специалистами Комитета госконтроля Брестской области мы отправились посмотреть проблемные учебные заведения, где 1 сентября школьники стояли на торжественных линейках, а вот сами школы до «линейки готовности» так и не добрались, остались без паспорта. Первый адрес — Малорита. Здесь в День знаний распахнула двери гимназия, созданная на базе школы. Учащиеся — лучшие ученики района, отобранные после сдачи экзаменов по математике, русскому и белорусскому языкам. Однако учреждение хоть и нового типа, проблемы там остались старые — ремонтные. Нас встретил директор гимназии Сергей Антонов, назначенный на должность в середине августа.


— С кровлей разобрались. Есть проблемы с санузлами, сейчас ремонтируем, к октябрю закончим. На учебный процесс ремонт не влияет. Ради безопасности обозначили зоны, где запрещено появляться школьникам, — четко докладывает директор.


Мы увидели разрытую спортивную площадку, строительную люльку на стене гимназии. Работа кипит. Но почему только сейчас?


Гимназия — не единственное в Малоритском районе учреждение образования, где дети учатся в некомфортных условиях. Следующий адрес — Чернятская общеобразовательная школа. В день нашего приезда здесь полным ходом шел ремонт крыши. Заходим в спортивный зал — там на одной половине занимаются дети, на второй лежат стройматериалы и... обедают строители.


— Сегодня плохая погода, потому дети в спортзале, — объяснила ситуацию директор школы Татьяна Бобровская.


Строители в школе работали все лето, но не успели. Ждут ремонта спортзал, душевые кабинки, пищеблок, где нужно менять плиты и жарочные шкафы. Закончится ремонт кровли, начнется ремонт освещения. В школе, которой уже 33 года, нужно менять электропроводку и лампы накаливания — на энергосберегающие, дряхлые окна — на стеклопакеты. Еще нужно заменить сантехнику, двери, сделать промывку системы отопления... Деньги есть. Выделено более миллиарда рублей, но использовано лишь 313 миллионов. Почему работы ведутся так медленно? Оправданий много, но уместны ли они?


Дальше по нашему маршруту — деревня Хидры Кобринского района. Здесь весь сельский центр в строительных лесах, потому школа с раскрытой крышей не особо режет глаз.


— Да, неудобства, но мы счастливы, что меняют крышу, — признается директор Елена Назарук.


Правда, в первую учебную неделю у хидринских школьников главной проблемой была не крыша, а питание. Детей не кормили.


— Вопрос решен, питание будет организовано в столовой сельхозпредприятия, — заверила Елена Назарук.


Школьный двор Дивинской общеобразовательной школы Кобринского района встретил нас разломанной скамейкой напротив входа. Треснувшая доска демонстративно лежит здесь с


1 сентября, и никому до нее нет дела. Ремонт этой школы завершен еще в 2008 году. Но «забыли» о раздевалках и душевых. Двери в душевые стоят, прислоненные к стенкам. Могут упасть на детишек, которые переодеваются, торопясь на урок физкультуры.


— Я здесь даже ни разу не была, — честно признается завуч Ирина Червоная, открывая раздевалку. Она в должности несколько дней. Помочь ей некому. Заместитель директора по хозяйственной части Николай Якубович в отпуске, а директора в школе нет — уволился. Можно понять Ирину Дмитриевну, на которую взвалили все сразу.


Завершаем рейд в школе деревни Тельмы Брестского района. Здесь часть учеников занимается в приспособленном здании, которое давно ждет ремонта. Но самая большая проблема — сломанный школьный автобус. Дети в Тельмы ездят со всей округи — а это более чем десяток деревень. Возят их родители...


Вопрос, почему ремонт в школах затягивается, когда выделяются достаточные средства (только в 2009 году в ремонт школ Брестской области из различных источников финансирования вложено около 70 миллиардов рублей), я адресовала начальнику управления образования Брестского облисполкома Михаилу Тихончуку.


— В июне на базе школ работают оздоровительные лагеря, потому там нельзя проводить ремонт, — поясняет он. — Это первое. Второе. Финансирование по линии Минсельхозпрода началось только во второй половине июля. К 1 сентября не все успели завершить необходимые работы. Но школам, не получившим паспорта готовности, разрешено ведение учебно–воспитательного процесса с учетом всех мер безопасности.


А ведь недавним решением Брестского облисполкома начальнику управления образования поручалось к 30 августа принять дополнительные меры по завершению ремонтно–строительных работ, влияющих на безопасность учебного процесса в учреждениях образования. Но запах ремонта из школ не выветривается.


Впрочем, запах не самый плохой. Ремонт — это хорошо. Вот только «мелочи» вроде прислоненных к стенке дверей, отсутствия горячего питания, сломанного школьного автобуса, спортзала, который одновременно служит столовой и игровой площадкой, списать на запоздалое финансирование никак нельзя...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter