80 лет фильму «В шесть часов вечера после войны»

Предсказавший Победу

Картина «В шесть часов вечера после войны» вышла в ноябре 1944‑го — до Победы было еще полгода тяжелых боев и потерь, а на экране над Москвой цвел праздничный салют и девушка Варя бежала на свидание к артиллеристу Кудряшову, которого дождалась с фронта…


Советский кинематограф военных лет — история преодоления и героизма. Эвакуированные в глубокий тыл киностудии, артисты, в 1941‑м уходившие на призывной пункт прямо со съемочной площадки, как, например, Михаил Пуговкин или Владимир Зельдин, снимавшийся у Пырьева в комедии «Свинарка и пастух». Сам Пырьев, вернувшийся с Первой мировой с двумя георгиевскими крестами и отвоевавший в Гражданскую, также записался добровольцем. Вернуть кинематографистов с фронта распорядился в итоге лично Сталин: воюющей стране нужна была надежда, а дать ее могло кино. «Мосфильм», эвакуированный в Ташкент, несмотря на крайнюю нищету тыловой жизни, выполняет общественный заказ.
В 1941‑м Пырьев завершает съемки комедии «Свинарка и пастух», в 1942‑м выходит его фильм «Секретарь райкома». Обе картины получают Сталинскую премию, и режиссер берется за новый проект.
Поэт и драматург Виктор Гусев, сочинивший сценарий-либретто к фильму «Свинарка и пастух», снова пишет диалоги в стихах, Пырьев в привычной уже для себя манере насыщает пространство киноленты вокальными номерами — над песнями работает композитор Тихон Хренников. Главную героиню играет жена режиссера Марина Ладынина — Пырьев снял ее в шести фильмах, пять из них принесли актрисе Сталинские премии и звания сперва заслуженной, а потом и народной артистки.


Сюжет прост и близок к оперетте в военных декорациях: летом 1941‑го два товарища-артиллериста получают посылку от московских детей — с подарками, письмом и фотографией ребятишек с воспитательницей тетей Варей, которую они очень любят. Друзья-офицеры решают встретиться с симпатичной и доброй девушкой и даже начинают соперничать из-за нее. Они находят Варю в Москве: она дежурит на крыше во время воздушной тревоги и гасит «зажигалки», а затем отправляется рыть окопы…

Роль старшего лейтенанта Кудряшова режиссер доверил Евгению Самойлову — уже достаточно известному и любимому артисту, а его соперника-товарища Павла предложил сыграть Ивану Любезнову. В маленьких ролях артиллеристов видим Михаила Пуговкина, комиссованного после тяжелого ранения в ногу, а также Евгения Моргунова — молодой начинающий артист не был даже обозначен в титрах, но, несомненно, эта скромная работа у Пырьева и направила его окончательно на актерскую стезю.
Пырьев снимал свой фильм в 1943‑м: ни денег, ни материалов, декорации рисованные, наивные… Панорамы Москвы для фильма строили в Ташкенте, а натурные съемки вели уже позже под Истрой.
Актеры сперва сомневались в замысле Пырьева. Марина Ладынина вспоминала: «Приближалась Победа, но все еще умирали люди, а мы играли такую слабую картину, там так много пения. Я считаю, что только творческая смелость режиссера могла допустить такой вокальный характер картины. А мы очень в этом сомневались». Но мастер не был бы мастером, если бы точно не знал, что собирается делать и какого эффекта достичь. Главные герои встречаются на Каменном мосту в шесть часов вечера после войны, когда столица охвачена всеобщим ликованием. Правда, в изначальном варианте сценариста была драма — все эти красивые, радостные сцены Победы и встречи с женихом должны были стать лишь предсмертным видением гибнущей зенитчицы Вари. Но Пырьев такого допустить не мог. И взялся в разгар военной поры снимать сцены радости, торжества и надежды, как будто заклиная реальность: вот она, Победа, рукой подать! К слову, своим фильмом режиссер предсказал и месяц окончания войны — май. Ведь его Варя летит навстречу своему счастью с охапкой майской сирени в руках…

Композитор Тихон Хренников рассказывал: «Потрясало, что в этом самом фильме все было еще до того, как все это появилось: фейерверки после наших побед, взятие городов, салюты — это было в этом фильме придумано Виктором Гусевым».
По ходу съемок менялось и отношение актеров, захваченных режиссерским замыслом и неуемной энергией Пырьева. В тяжелейших условиях они работали на износ, не щадя себя. «Мы снимали фильм о Победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании, — рассказывала Ладынина. — Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около четырех градусов мороза, студия не топилась, от нас шел пар. Впрочем, так и нужно было, ведь в фильме дело происходит зимой. Вода холодная, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться, когда Самойлов в снегу и потом в холод — это были невероятно сложные условия. Я бы не хотела, чтобы то, что было, вернулось. Это было время, которое не должно возвращаться. Но вот эта общая вера в друг друга и общее желание Победы всем вместе — оно, конечно, было цементом нашей жизни. У нас был бронепоезд, который встречают Кудряшов и Варя (то есть я), он был настоящий, самолет был настоящий, и девушки-зенитчицы, вместе с нами, актрисами и со мной, были настоящие девушки. Это же было, черт возьми! И все это побеждало».
В 1944‑м ­кинолента «В шесть часов вечера ­после войны» лидировала в прокате: ее посмотрели 26,1 млн человек — и приняли с восторгом.
Писатель Лев Кассиль отозвался статьей в журнале «Огонек»: «…Фильм «В шесть часов вечера после войны», полный поэтического предощущения Победы, близок сегодняшним чувствам народа… Люди, создавшие этот фильм, смогли расслышать в грохоте войны, как горячо и надежно бьются сердца наших людей, полные любви к своему отечеству и твердой уверенности в его близкой Победе. И когда загремит небывалый салют «в шесть часов вечера после войны», без сомнения, тысячам москвичей захочется встретить эти минуты на мосту у Кремля, в заветном месте, где встретились наши герои. И там мы еще раз словами благодарности и уважения помянем тех, что отдали свою жизнь за торжество правды, добра и любви».


Так и сбылось: благодаря невероятной популярности картины в мае 1945‑го именно на Каменном мосту ждали солдаты своих возлюбленных. Никто не выбирал, где назначать встречу, — место было заранее известно и определено. И время: в шесть часов вечера после войны…

К СВЕДЕНИЮ

Сама фраза, давшая название фильму режиссера Ивана Пырьева, взята из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»: Швейк назначает встречу своему приятелю, саперу Водичке, в знакомом кабачке в шесть часов вечера после войны.

КСТАТИ

Фильм «В шесть часов вечера после войны» в 1946‑м получил Сталинскую премию. Не дожил до этого дня сценарист Виктор Гусев: он умер 23 января 1944 года от гипертонического криза. Награду за сценарий ему присудили посмертно.

СЛОВА ИЗ ПЕСНИ

Всенародная любовь ожидала не только картину, но и песни на музыку Тихона Хренникова — «Марш артиллеристов», «Песня защитников Москвы» и другие: вслед за героями фильма их запела вся страна. Знаменитый «Марш артиллеристов» в разные исторические периоды исполнялся неодинаково: строчку «Артиллеристы, Сталин дал приказ» в 1954 году изменили на «Артиллеристы, точный дан приказ».

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter