Правила встречного движения

Статистика, как известно, знает все. В том числе и то, сколько автомобилей транзитом проезжает по нашим дорогам за год — около 700 тысяч грузовых и более 17 тысяч легковых...

Статистика, как известно, знает все. В том числе и то, сколько автомобилей транзитом проезжает по нашим дорогам за год — около 700 тысяч грузовых и более 17 тысяч легковых. А если приплюсовать транспорт, перевозящий грузы и пассажиров внутри страны, картина получится грандиозной.

 

Основные транзитные пути приходятся на граничащие с Евросоюзом Брестскую и Гродненскую области. И придорожный сервис — это своеобразная визитная карточка для гостей. Кое–где «визитка» сверкает новеньким евроглянцем: у шоссе путешественников встречают благоустроенные мотели, уютные кафе, автозаправочные станции со всевозможными удобствами. Правда, глянец этот радует лишь на главных, республиканских дорогах. Чуть глубже, дальше от цивилизации, — и тут же резкий контраст. На окраине Барановичей, к примеру, АЗС предложит полиэтиленовые перчатки, дабы водитель не испачкал руки, но разочарует туалетом разновидности «дырка в полу». И отсутствием воды, которой после посещения «удобств» можно сполоснуть руки. А на заправке по улице Загородней, опять же в Барановичах, туалета нет вообще...


Сейчас на дорогах Брестчины действуют более 80 АЗС, АГЗС и комплексных заправок, 163 магазина и 53 объекта «по оказанию платных услуг» — кафе, закусочные, бары, рестораны, стоянки и гостиницы. Несколько десятков приходится на Брест–Московскую трассу, на оставшиеся дороги — мизер. Хотя 80 заправок — отличная возможность для малого бизнеса развернуть придорожный сервис. О развитии инфраструктуры заправок говорилось не раз. Руководством объединения «Белоруснефть–Брестоблнефтепродукт» еще в 2006 году была разработана целая программа мероприятий по их обустройству. Однако дело движется со скрипом. К примеру, многие операторские помещения АЗС переоборудовали в магазины с открытым доступом. Идея хорошая. Но, увы, в этих магазинах, кроме «колы», спиртного и сигарет, ничего не купишь. Неважно с едой и предметами гигиены даже на трассе. Зато выбор спиртного — огромен, словно для человека за рулем продукт этот жизненно необходим...


Другая очевидная сторона проблемы: большинство объектов придорожного сервиса и заправки сосредоточены вокруг крупных городов — на въездах и выездах. Хотя есть определенные рекомендации по размещению АЗС — «плечо» не должно превышать 50 километров, а в идеале всего 20 — 30 километров. Так мне пояснили в комитете по архитектуре и строительству Брестского облисполкома. Сильно рискуют те, кто с полупустым баком едет по дороге, связывающей Ганцевичи и Лунинец. Между райцентрами около 60 километров. И в пути заправиться негде. Помнить о запасе горючего надо и тому, кто выезжает из Пинска в сторону Столина. Ближайшая заправка — в 55 километрах...


На сайте Брестского облисполкома можно найти интересные документы: перечень перспективных площадок для создания объектов придорожного сервиса (13 пунктов!) и инвестиционное предложение по строительству комплекса таких объектов (пункт питания, стоянка, СТО, мойка) у деревни Петковичи Барановичского района — рядом со знаменитым «Зубром». Помнится, об этом предложении наша газета писала еще в 2006 году...


Но не спешат инвесторы и бизнесмены обустраивать сервис на дорогах, не торопятся и владельцы АЗС расширять спектр услуг. Почему? Возможно, потому, что на местах к подобным инициативам относятся с прохладцей. К примеру, чиновники одного из райисполкомов не посчитали необходимым информировать бизнесмена о том, что вместе с объектом придорожного сервиса ему придется сделать за свой счет и подъездные пути к нему. А в другом от хозяйки придорожного кафе, пожелавшей открыть такое же на противоположной стороне трассы, потребовали возвести между ними... акведук через четырехполосное шоссе. Стоимость такого объекта дороже, наверное, чем само кафе.


Вывод напрашивается простой: придорожный сервис прочно станет на ноги лишь в том случае, когда в его развитии будет встречная заинтересованность — предпринимателей и местных властей. И такое движение уже наметилось: с начала года на Брестчине на обочинах дорог появилось два новых кафе, а еще 8 со дня на день откроют свои двери.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter