Правила умножения знаний

Гость «СОЮЗа» — ректор Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы Евгений Ровба

ВО ВСЕМИРНОМ рейтинге Webometrics, учитывающем многие аспекты образовательной деятельности, Гродненский госуниверситет имени Янки Купалы занимает 1652–ю строку из 22 тысяч. Кто–то скажет: далековато до лидеров. Это как посмотреть.


Показатель известного Московского государственного технического университета имени Баумана — 1522. Так что гродненцы вполне на уровне. А поддерживать престиж и научную состоятельность вуза помогает в числе прочего и сотрудничество с российскими коллегами. Об этом корреспондент «СОЮЗа» беседует с ректором ГрГУ имени Янки Купалы Евгением Ровбой.


— Евгений Алексеевич, насколько активно ваш университет использует возможности, которые предоставляют единое союзное пространство и общая языковая среда?


— Сегодня мы имеем договора о сотрудничестве с 45 российскими вузами и научными учреждениями. Хороший пример: сотрудничество с механико–математическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Его декан и представители профессорского корпуса приезжали в Гродно читать лекции, проводили семинары. Понятно, что для нас такие мероприятия — глоток свежего воздуха. Но, как оказалось, москвичам также небезразлично, в каком направлении развивается наука «за МКАД». Представители нашего университета, в том числе и молодые ученые, были приглашены на мехмат МГУ со своими лекциями.


Не менее тесно мы связаны с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта в Калининграде, с Тульским государственным педагогическим университетом. Здесь обмен студентами, лекторами, совместные научные мероприятия идут очень активно.


В целом в прошлом году 79 наших сотрудников и 23 студента выезжали в российские вузы на обучение, стажировки, для проведения совместных научных исследований, участия в конференциях. А к нам в 2012 году приехали 131 российских гостей. Например, на VIII Международной научно–практической конференции «Актуальные проблемы экологии» выступили 35 российских ученых. Важно, что за каждым выступлением — колоссальный опыт не только индивидуальных исследований, но также работа целых научных коллективов.


— Но, согласитесь, не так важны цифры — сколько человек приехало, сколько конференций и семинаров проведено, как результат...


— Разумеется. Приведу свежий пример. Совсем недавно мы стали налаживать отношения с Тюменским государственным архитектурно–строительным университетом. Буквально на днях нас посетила Светлана Капелева, директор Института архитектуры и дизайна ТГАСУ. Она побывала на нашем инженерно–строительном факультете и факультете искусств и дизайна. И пришла к однозначному выводу: в области строительной инженерии опыт у россиян значительно больше, зато наработки Гродненского университета в сфере художественного дизайна уникальны, их можно и нужно использовать в учебном процессе. Сложив воедино наши знания и опыт, мы сможем учить студентов создавать экономные, прочные и красивые строительные объекты.


Ярким примером результативного сотрудничества мне представляется взаимодействие с Томским политехническим университетом. Впервые я побывал там в составе делегации ГрГУ еще в 2001 году. Мы тогда увидели, как наши российские коллеги совершенствуют свою деятельность, работая в рамках международного стандарта управления ИСО 9001. Пригласили сотрудников ТПУ для проведения ряда обучающих семинаров в Гродно. Результат налицо: одними из первых среди белорусских вузов мы получили сертификат ИСО 9001, завоевали премию Правительства в области качества.


В 2012 году мы работали вместе с россиянами над двенадцатью научными проектами. Тематика самая разная — в сферах нано– и биотехнологий, химии, механики, лингвистики, психологии...


— Сегодня и российские, и белорусские вузы работают в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг. Помогает ли вам опыт российских партнеров?


— Следует признать, что на некоторых специальностях мы чувствуем серьезную нехватку достойных абитуриентов. Важно ведь не только набрать нужное количество студентов, но и обеспечить качество набора. У российских вузов в области маркетинга образовательных услуг накоплен значительный опыт. Там несколько раньше почувствовали голод, нехватку грамотной молодежи, ее переориентацию на другие ценности. Соответственно, и методики по подготовке абитуриентов, их отбору и привлечению там появились раньше. Я не вижу никакого смысла в том, чтобы заново изобретать велосипед. Тем более что коллеги готовы поделиться с нами своими наработками в области маркетинга образовательных услуг. В частности, отмечу, что во многом благодаря знаниям и технологиям, которые наши сотрудники получили в Санкт–Петербургском государственном университете, мы сумели эффективно выстроить приемную кампанию 2012 года. В целом по стране в вузах был недобор первокурсников, а мы сумели обеспечить набор на все специальности.


— Помогают ли вам российские университеты с подготовкой молодых ученых — будущих исследователей и преподавателей ГрГУ?


— Сегодня белорусские вузы переживают этап бурного развития. Не всегда хватает возможностей нашей аспирантуры для подготовки преподавательских кадров. Поэтому 3 года назад мы стали направлять перспективных молодых ученых для обучения в аспирантуре и докторантуре в России. В настоящее время 15 аспирантов и 4 докторанта из Гродненского университета проходят обучение в семи российских вузах, среди которых есть и учебные заведения с мировым именем. Если наши молодые ученые успешно пройдут эту школу, их знания и опыт станут для нас бесценными.


— Евгений Алексеевич, как вы считаете, в каких сферах деятельности сотрудничество белорусских и российских университетов может быть усилено? Возможно, за счет потенциала Союзного государства?


— Думаю, что назрела необходимость в создании структуры, которая могла бы эффективно поддержать развитие академической мобильности в Союзном государстве, — это касается студентов и магистрантов, аспирантов и преподавателей. Работа по обмену студентами и преподавателями у нас ведется, но в мире этот процесс давно поставлен на более высокий организационный уровень. Во многих странах такого рода сотрудничество подкрепляется финансовыми ресурсами из профильных фондов, часто на конкурсной основе. Например, в Европейском союзе существует программа Erasmus Mundus, которая радеет за повышение качества высшего образования и делает это за счет финансирования студенческих обменов и партнерских проектов. Что–то подобное должно появиться и у нас.


charik@bk.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter