Беларусь входит в число мировых лидеров по развитию пассажирского электротранспорта — Головченко

Практично и экологично

Городской общественный транспорт Жодино и Шклова станет электрическим. Премьер-министр Роман Головченко подписал соответствующее постановление.

bkm.by

Значимая задача не только для экономики

В частности, документом предусматривается реализация пилотных проектов по обеспечению электротранспортом Жодино и Шкловского района с развитием соответствующей инфраструктуры в 2023-м — первом квартале 2024 года, а также установку зарядных станций (в Жодино суммарной электрической мощностью до 4000 кВт, в Шкловском районе — до 1400 кВт).

Как уточнили в пресс-службе Правительства, постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Стоит напомнить, что не так давно Роман Головченко проводил в Жодино совещание по вопросам развития электротранспорта, на котором акцентировал внимание на необходимости широкого применения такого вида транспорта:

— Это значимая задача не только для экономики страны. Она имеет много измерений, в том числе экологическое и социальное. У нас есть все необходимые компетенции для этого, налажено производство собственного электротранспорта, причем есть несколько производителей, организована кооперация. Создается и развивается электрозарядная инфраструктура. Грех этим не воспользоваться, особенно в контексте того, что Беларусь входит в число мировых лидеров по развитию именно пассажирского электротранспорта. Мы можем производить электробусы, гибридные виды электротранспорта и должны научиться их эффективно использовать.

Оценить компетенции в реальных условиях

Как пояснили в Министерстве промышленности, целью пилотных проектов является поэтапное наращивание применения электрической энергии в пассажирских перевозках, снижения уровня загрязнения воздуха, оздоровления городской среды, а также отработка на практике имеющихся в республике компетенций в области производства электротранспорта, зарядных станций и инфраструктуры.

— Идея по реализации пилотных проектов по обеспечению электротранспортом целиком отдельных населенных пунктов была озвучена в январе текущего года в ходе совещания по вопросам развития электротранспорта с участием Премьер-министра Республики Беларусь, — напомнили в профильном ведомстве.

Также в министерстве отметили, что реализация пилотных проектов позволит наиболее достоверно оценить преимущества и, если есть, недостатки электротранспорта, в частности электробусов, по сравнению с пассажирским транспортом с двигателями внутреннего сгорания (автобусами).

— Принято решение, что в проектах будут участвовать оба отечественных производителя пассажирского электротранспорта: ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», — уточнили в Минпроме.

По мнению специалистов профильного ведомства, участие двух белорусских производителей электротранспорта даст возможность в реальных условиях пилотных проектов оценить имеющиеся компетенции в этой области, в том числе эксплуатационные характеристики электробусов, стоимость владения потребителями выпускаемой техники, а также определить дальнейшие направления развития электротранспорта в нашей стране.

Хорошие перспективы

В свою очередь, в Министерстве транспорта и коммуникаций, комментируя постановление, подчеркнули, что реализация проектов является приоритетной с точки зрения развития электротранспорта, достижения целей и задач, установленных госпрограммой «Транспортный комплекс» в части выполнения подпрограммы «Автомобильный, городской электрический транспорт и метрополитен»:

— За счет реализации подобных пилотных проектов планируется расширить возможности использования электротранспорта, сферу его применения. Это развитие и перспективы для городов, тем более что в Шклове и Жодино сейчас электрического транспорта нет.

Постановлением определены компетентные органы и организации, которые ответственны за создание необходимой энергетической инфраструктуры: строительство электросетей, установку зарядных станций.

— Безусловно, для развития электротранспорта необходимы достаточно серьезные финансовые вложения. Электробусы стоят дороже автобусов, но, если говорить об эксплуатационных затратах (то есть сравнивать стоимость электроэнергии и топлива), здесь преимущество у транспортных средств на электрической тяге, — выразили уверенность в Минтрансе. — Нельзя сбрасывать со счетов и экологичность такого транспорта. Так что в дальнейшем вложения окупятся. Уверены, жители Жодино и Шклова будут рады новым транспортным средствам, удобным и эстетичным, на своих улицах.

Также в министерстве уточнили, что в нынешнем году предусматривается проведение подготовительной работы: проектирование и создание сетей, инфраструктуры, закупка подвижного состава. А вот в следующем начнутся пассажирские перевозки.

Министерству транспорта и коммуникаций поручено по итогам реализации этого проекта проанализировать его эффективность с целью оценки возможности запуска таких проектов в других городах.

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель начальника главного управления ЖКХ Могилевского облисполкома — начальник отдела транспорта и коммуникаций Олег Демьянков поясняет, что предстоит сделать, чтобы жители Шкловского района даже на сельских дорогах смогли ценить комфорт поездки на электробусах:

— В самом райцентре три городских автобуса и еще дюжина курсируют в районе, в том числе по маршруту Шклов — Могилев. Все они будут заменены на электробусы. Их зарядка будет осуществляться на территории Шкловского филиала автопарка № 5, для чего установят электрозарядные станции суммарной электрической мощностью до 1400 кВт, будет выполнена модернизация трансформаторной подстанции на территории автопарка. На сегодняшний день в области три электробуса курсируют в Могилеве: два китайского производства и один отечественный. Сроки реализации проекта — 2023-й — первый квартал 2024 года.

Директор ОАО «Могилевоблавтотранс» Дмитрий Зубринович подчеркивает, что еще предстоит оценить экономический эффект от эксплуатации электробусов, так как в настоящее время нет соответствующей статистики по экономике таких перевозок:

— Электробусы в Шклове будут производства «Белкоммунмаш». Когда мы их обкатаем, тогда можно будет говорить об экономии в сравнении с дизельным транспортом. Еще одно преимущество — экологичность. Старые автобусы передадим в другие филиалы. Комфорт оценят и пассажиры, и водители. Запаса заряда электробуса хватает на 200 километров.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА.

Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ.

Елена КУКШИНСКАЯ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter