Читатели "СБ" делятся своим мнением по поводу пенсионного возраста

Прагматизм + справедливость

К вопросу о пенсиях. Недавно прочла, что в соответствии с нынешней классификацией ВОЗ возраст человека от 25 до 44 лет — молодой, 44 — 60 лет — средний, 60 — 75 лет — пожилой и только 75 — 90 лет — старческий. В принципе, я согласна с таким подходом, хотя, конечно, названные цифры применимы пока далеко не для всех стран. Но на такие стандарты надо равняться. В последнее время в Беларуси продолжительность жизни повышается, да и вообще, люди стареют не так быстро, как раньше. Хочется надеяться, сложившаяся тенденция сохранится и ускорится. Так, может, прежде чем повышать возраст выхода на пенсию, стоит сначала существенно увеличить продолжительность самой жизни? Тогда не будет и разговоров: мол, не доживем до пенсии... А вообще, сегодня уже никого не удивляет, когда женщины рожают детей в возрасте за 40, сама знаю не один конкретный пример. Не планируют же они, в самом деле, уходить на пенсию, имея ребенка 10 — 12 лет! И чтобы не быть мамой–бабушкой, важно не выпасть из социального и профессионального контекста.


Кроме того, на мой взгляд, следует еще раз проанализировать сроки выхода на пенсию в зависимости от профессии. Этот механизм должен быть максимально разнообразным и гибким: условия труда очень много значат, когда речь идет о здоровье человека. И в наше время существуют профессии, где человек просто не может работать долго по своим физическим возможностям — на тех же подземных работах. Но вот возьмем, например, педагогов. Знаю, для них предусмотрен вариант льготной пенсии по выслуге лет. Рискую вызвать массу упреков, но выскажу свое мнение: педагоги вполне могут выходить на пенсию в общем порядке. Конечно, нынешние детки не подарок, с ними тяжело. И тем не менее работа в школе — это не в забое. Да и ежегодный отпуск педагогов компенсирует напряженность труда — его ведь не сравнить со среднестатистическим. Ну а в том, что молодежь зачастую, мягко говоря, трудная, есть немалая «заслуга» и самих воспитателей молодого поколения. Вспомните, раньше опытный учитель в возрасте работал в школе очень долго. Его уважали и любили ученики, поэтому и труд был не в тягость, а в радость.

Во всем, что касается жизни общества, должны присутствовать два непременных аспекта: жесткий современный прагматизм и социальная справедливость. Понимаю: сочетать «коня и трепетную лань» — задача не из легких. Но куда деваться? В том и состоит искусство возможного. В том числе и в «пенсионном деле».

Елена СЕРГЕЕНКОВА.

Минск.

Чертовски хочется работать!


Считаю, повышать пенсионный возраст можно и нужно. Но только при соблюдении определенных условий. Главное среди них — размер выплачиваемой пенсии должен позволять человеку вести не просто достойный образ жизни — что даже не обсуждается, но и не снижать качество жизни по сравнению с рабочим периодом. Можем мы себе сегодня это позволить? По–моему, ответ, увы, очевиден. У нас пенсионер — априори человек бедный, если ранее не сумел создать себе финансовую подушку безопасности (а как ты ее создашь при социально–экономических катаклизмах последних 30 лет!) или не получает поддержку обеспеченных детей (обеспеченные дети тоже, к сожалению, сегодня встречаются не так часто). Поэтому и публикации о пенсиях и пенсионерах мы частенько сопровождаем снимками людей унылых, безрадостных, понурых. Это и есть наш традиционный образ пенсионера. Необходимо в корне менять, как в государстве, так и в обществе, отношение и подходы к старшему возрасту, все ведь там будем.

Уровень продолжительности жизни в странах Европы составляет в среднем 85 лет. Мне кажется, мы живем меньше не только оттого, что у нас Чернобыль и лето короткое. Да и при всех нареканиях на качество и организацию медобслуживания в целом белорусская медицина вполне позволяет человеку сохранить здоровье с годами. Думаю, проблема еще в том, что нам не хватает жизненного позитива, удовлетворенности жизнью, мы слишком зависимы личностно. И, скажите, как можно допускать разговоры: давайте прогонять пенсионеров с рабочих мест, потому что они отнимают хлеб у молодых?! Вместо того чтобы создавать эти самые рабочие места! Какое–то распространение неприязни и противостояния между отдельными социальными группами! Так мы никогда не достигнем ни экономического процветания, ни социального согласия.

Каждому человеку Конституция гарантирует право на труд. И точка. Без всяких дополнительных условий. Человек должен чувствовать себя нужным и востребованным. Если он этого лишен, не спасут никакие кружки по интересам и университеты третьего возраста. Тем более недавние советские люди без общественного труда вообще себя не представляют. Так, может быть, пенсионеров надо не только развлекать в «пенсионерских резервациях», но и переучивать на доступные им и востребованные в государстве специальности? Чтобы все желающие могли продолжать работать. И тогда многие проблемные моменты отпадут сами собой.

Евгений ПЕТРУЩЕНКО.

Брест.

Советская Белоруссия № 31 (24913). Четверг, 18 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter