Госсекретарь США Джон Керри назвал минские соглашения главным путем к установлению мира на востоке Украины

Потепление в Сочи

К какому варианту действий склоняется Вашингтон в разрешении украинского кризиса?
К какому варианту действий склоняется Вашингтон в разрешении украинского кризиса? Ответ, которого так долго ждали, вчера прозвучал. После переговоров с российским Президентом Владимиром Путиным госсекретарь США Джон Керри назвал минские соглашения главным путем к установлению мира на востоке Украины. Он признал, что реального прекращения огня на Донбассе нет, США призывают к этому все стороны конфликта. Кроме того, Керри предостерег президента Украины Петра Порошенко от боевых действий, в частности, от попыток силой вернуть донецкий аэропорт.


Ради таких признаний Москва даже чуточку нарушила правила протокола — госсекретарь Керри встречался не только с равным ему по рангу главой МИД, но и с Президентом. Владимир Путин тоже излучал улыбки и даже предложил гостю попробовать крымское «Дивноморское» вино. И это после презентов Лаврова, который перед этим одарил коллегу картошкой и помидорами российского производства.

Одним словом, сцена первых после начала конфликта в Украине дипломатических переговоров США и России была полна театральности и символизма, призванных продемонстрировать, «что две великие страны все–таки должны вернуться к нормальному сотрудничеству», как сказал помощник российского Президента Ушаков. Нам же стоит скромно заметить, что реальной темой обсуждения стали именно решения, достигнутые в Минске. Речь пока не идет о практической работе американцев в минском формате, но политически они его однозначно поддержали.

И уже не важно, почему это произошло — было ли это результатом торга между США и Россией, — скажем, Москва обещает Вашингтону поддержку в решении иранского и сирийского вопросов, а Вашингтон не торпедирует вопрос украинский. Либо Соединенные Штаты начинают понимать, что их политика по Украине становится неприемлемой для всех... Так или иначе, но Керри публично поддержал минский процесс и даже погрозил пальчиком в адрес Киева: не стрелять!

«Если президент Порошенко выступает за то, чтобы сейчас начать какие–то силовые операции, мы бы предложили ему подумать, прежде чем предпринимать такие действия, потому что минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой, и мы будем весьма озабочены возможными результатами таких действий», — сказал Керри, оговорившись, что не знаком с этими заявлениями украинского лидера и не знает контекста.

Впрочем, то, насколько вовремя прозвучало это предостережение, доказывает, что контекст американцам все–таки хорошо знаком. Они подключились, пожалуй, в самый напряженный момент. В последнее время возобновились регулярные обстрелы и участились нарушения режима прекращения огня. Выполнение минских соглашений практически застопорилось. Многие люди, не искушенные в политике, не понимают, почему это происходит. Ведь мир нужен всем, и за это ратуют как представители Киева, так и донецкие эмиссары, сидя за столом переговоров в Минске.

Процесс уперся в то, что должно последовать вслед за прекращением огня. По идее минских соглашений, в Донецке вскоре надо проводить выборы, и Порошенко подписался под этим пунктом. Но в Киеве по–прежнему настаивают на разоружении ополчения. Реально ли это? Точно так же и представители ДНР и ЛНР заявили, что готовы идти на выборы, Донецк на днях выдвинул свой проект широкой автономии. Но тут же они требуют ограничения участия в этих выборах участников АТО, что тоже выглядит завышенным требованием. Впрочем, украинский политолог Михаил Погребинский считает, что победу на этих выборах все равно одержат политики и партии, которые настроены критически против Киева. И тогда у украинской власти появится украинский оппонент.

Что ж, с внутриполитическим оппонентом и той и другой стороне так или иначе придется работать. Альтернативы выборам просто нет. Киев еще как–то пробует пробивать идею с миротворцами, но в Евросоюзе, и прежде всего в Берлине, к этой идее относятся скептически. «В конце концов, речь идет о миссии удержания мира, а не его установления с помощью военной силы. А это предполагает, что все стороны конфликта согласятся на такую миссию. Иначе миссии такого типа обречены на провал», — объясняет немецкий эксперт Штеффен Галлинг.

В этом–то вся и соль! В Евросоюзе уже давно поняли, что военной силой уже ничего не решить. В принципе, такое же понимание только что продемонстрировал и госсекретарь США. Россия тоже пока настроена на широкую конституционную реформу в Украине, читай: пусть лучше политики воюют в парламенте, чем солдаты на войне.

А это значит, что минские соглашения опять в центре внимания. Только работы станет еще больше — вестись она будет в четырех рабочих подгруппах. А контроль над ней станет выше — Вашингтон, политически поддержав минский процесс, не упустит возможности его практической корректировки. Так что битвы за выполнение пунктов предстоят жаркие. До дипломатии без галстуков еще далеко, но бронежилеты она снимает точно.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 89 (24719). Четверг, 14 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter