Почему в глубинке порой проблема с выплатой детских пособий

Пособие как закон

Почему в глубинке порой проблема с выплатой детских пособий

Государственная позиция: детей в наших семьях должно быть как можно больше. Но всегда ли на местах молодым родителям подставляют плечо? Обеспечивают ту поддержку, которая положена по закону? Звонок в редакцию из Браславского района: «Помогите! Хозяйство, где я работаю — ОАО «Березовый край», — «детские» выплачивает либо не вовремя, либо не полностью!» На этот тревожный сигнал 26–летней мамы троих детей Анастасии Левицкой «СБ» не могла не откликнуться.


В графе «Место командировки» записываю: деревня Мурмишки. Это небольшой населенный пункт на несколько десятков дворов вдоль трассы Поставы — Браслав. В основном «президентские» домики, в которых хозяйство «Березовый край» поселило своих сотрудников. В том числе и Анастасию с семьей.

 


Молодая мама без прикрас рассказывает нам историю своей жизни. О том, что в Беларусь переехала с Дальнего Востока. О первом муже — пьянице, из–за которого семья попала на карандаш службы опеки. О том, как устроилась работать дояркой, не зная, с какой стороны к корове подойти. Жизнь, мол, такая — всему научит. О директоре хозяйства «Березовый край», который после всех этих звонков по инстанциям, боится Анастасия, создаст ей массу проблем. Хотя повод бить в колокола у многодетной матери действительно весомый.


— Проблемы с пособием начались в декабре. Бывало, его выплачивали частями. Бывало, задерживали на неделю, на две. А то и на полтора месяца. Скажем, за январь и частично за февраль с нами рассчитались в марте. Когда в хозяйстве были деньги. В начале апреля получили остаток за февраль и 80 процентов за март. Зарплату тем временем давали исправно. Кто бы сомневался: не дашь денег работникам — уволятся. А куда мы, декретницы, денемся?


Камнем преткновения для хозяйства стали совсем небольшие в масштабах крупного предприятия деньги — миллион восемьсот рублей. Но для Анастасии это значительное подспорье в семейном бюджете. Зарплата–то мужа Виталия, животновода, — чуть более двух миллионов. Плюс алименты от первого супруга. За март вышло около трех миллионов...


— Хотя голодными, конечно, не сидим. У нас собственное хозяйство. Коровка есть. Сдадим молоко — уже какая–то копейка. Стараемся жить в пределах разумного, не шиковать. Одежду купить. Детям получше, себе подешевле. Вот малышам недавно велосипед приобрели. Периодически попадаем под пристальное внимание органов опеки. А как я объясню, что холодильник пустой, потому что мне деньги не вовремя перечисляют? Помочь мне некому. Мама умерла, отец остался на Дальнем Востоке. У свекрови есть и другой ребенок, который учится в университете...


Можно похвалить Анастасию как хорошую хозяйку, в чьем доме хоть скромно, но чисто и уютно. Как заботливую непьющую мать, у детей которой на лицах искренние улыбки. И тем самым вызывать сочувствие. А можно просто напомнить работодателю о его обязанностях: детские пособия должны быть выплачены полностью и в срок. И точка. Только об этом, прикрываясь нестабильным финансовым положением, похоже, забыли...


— Я звонила в райисполком, в органы соцзащиты, своему начальству. Везде один и тот же ответ: ждите, будут деньги — выплатим, из своего кармана платить не собираемся. Звонила и в Минск... В итоге написала письмо в нашу прокуратуру. Деньги мне выплатили сразу. А сейчас все вернулось на круги своя. Пыталась дозвониться председателю райисполкома — не соединяют... — еле сдерживает эмоции Анастасия.


На следующее утро к главе Браславского района Сергею Шматову заглянули мы. Тот удивился: дескать, вопрос вполне мог быть решен на его уровне:


— Через час у меня начнется прием граждан. Так почему эта женщина ко мне не пришла? Говорите, она всюду звонила? Лучше все–таки оставлять письменное заявление: оно регистрируется, пускается по инстанциям, работа над ним контролируется. Вопросов нет. Человек должен получить то, что ему причитается. Увы, за всеми уследить действительно невозможно. Да, порой есть трудности. Но выплата пособий отслеживается экономической службой райсельхозпрода. Это хозяйство, к сожалению, находится не на самом лучшем счету, мы подыскиваем руководителю замену.


В конце концов «детские» Анастасии выплатили оперативно. К лету ее большая семья вообще собирается переехать в Лиозненский район, где знакомые им предложили домик и где, по их мнению, больше перспектив. Но если с конкретной проблемой разобраться удалось, то с ответом на вопрос «почему такое происходит в принципе?» будет посложнее...


Много факторов — одна проблема


В ситуации Анастасии Левицкой, судя по всему, сошлись несколько факторов. «Пособия физическим лицам выплачиваются за счет отчислений в Фонд социальной защиты в виде обязательных страховых взносов, — прокомментировали в КГК. — Так вот просроченная задолженность предприятий Витебской области по платежам в фонд на 1 января составляла 217,4 миллиарда рублей. Это около 70 процентов от общей задолженности по стране. В аутсайдерах — сельскохозяйственные предприятия и организации, которые задолжали 255,2 миллиарда, или более 80 процентов от общей суммы. Что касается предприятия «Березовый край», то, хотя по задолженностям оно среди «середняков», сумма его долга составляет 67 процентов от долгов всех предприятий Гомельской области».


В Браславском райисполкоме объясняют причины убыточности местных предприятий. Это и потравы зерновых диким кабаном. Ущерб — более 9 млрд. рублей. И прошлогодняя засуха, когда поля не орошались 40 дней. А значит, качество кормов для скота низкого уровня, что по цепочке привело к проблемам в молочной отрасли и ухудшило экономическую составляющую.


Что делать, если не платят «детские»?


Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты:


— Законодательством предусмотрен алгоритм действий на случай подобных обстоятельств. Первый пример. Наниматель, начисляя заработную плату, определяет сумму страховых взносов. Часть этих денег он должен отдать пособием своим декретницам, а оставшуюся сумму перечислить в Фонд социальной защиты населения. Если же не хватает своих денег, чтобы расплатиться с женщинами, тогда фонд дотирует нанимателю часть недостающих средств.


Пример второй. Бывают ситуации, когда работодатель в связи со сложным финансовым положением начисляет, но не выплачивает заработную плату. Денег на руках у него нет. Естественно, он не может уплатить и в Фонд социальной защиты населения. А значит, и выплатить пособия. В законодательстве здесь предусмотрена «охранная» норма. Если заработная плата задерживается на месяц и более, наниматель имеет право обратиться в фонд и получить деньги на выплату пособия, а рассчитаться уже позже. Причем именно наниматель, не получатель. Дело в том, что органы фонда не выплачивают пособие, а лишь выделяют средства в строго установленных случаях.


* * *


Зинаида Мандровская, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей:


— Если же предприятие признано банкротом и у него закрыты все счета, ему должны назначить антикризисного управляющего. Именно он и определит очередность платежей. Сначала — выплата зарплаты и сопутствующих отчислений в фонд, иные первоочередные платежи, затем — кредиторам. Однозначно пособие на содержание детей возместит Фонд социальной защиты населения. Если человек остается работником предприятия, то наниматель, несмотря на имеющиеся финансовые проблемы, должен обратиться в местный отдел Фонда социальной защиты населения и разрешить ситуацию в пользу своего сотрудника, иначе это административное правонарушение, которое предполагает соответствующие последствия для данного руководителя.


* * *


При совсем уж сложных ситуациях в Министерстве труда и социальной защиты советуют обращаться в суд.


Кстати


Бывают единичные случаи, когда наниматель, не имея на собственном счете средств, направляет заявку в орган фонда. Тот дает деньги на конкретное пособие, а работодатель перераспределяет их на что–то другое. Такой вот «хозяйский» подход. «Вообще, у нанимателя есть обязанность рассчитаться с конкретной женщиной, а также выплачивать все налоги и платежи. Иначе — штраф. Кстати, на днях депутаты Палаты представителей в первом чтении приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые определяют персональную ответственность руководителя за несвоевременное отчисление страховых взносов в Фонд социальной защиты», — уточняет Валерий Ковальков.


В поиске выхода


Начальник отдела социального страхования Фонда социальной защиты населения Лариса Капыльская говорит, что проблема с выплатой детских пособий была несколько снята, когда функцию назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до трех лет сотрудникам коммерческих организаций со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно передали в органы по труду, занятости и социальной защите. Так, может быть, такой метод применим и к проблемным предприятиям? По мнению начальника управления контроля за работой отраслей социальной сферы КГК Виктора Бурло, это может привести к злоупотреблениям со стороны предприятий, которые просто перестанут платить отчисления в фонд: «С нашей подачи в законодательство был внесен пункт о том, что в случае отсутствия средств на банковских счетах плательщиков обязательные платежи в бюджет фонда взыскиваются в бесспорном порядке со счетов их дебиторов. А списание средств производится на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих задолженность дебитора и подписанных в одностороннем порядке».

Советская Белоруссия №75 (24458). Вторник, 22 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter