Последний владелец Прилук

О представителях древнего шляхетского рода фон Гуттен–Чапских в последнее время появилось много публикаций...

О представителях древнего шляхетского рода фон Гуттен–Чапских в последнее время появилось много публикаций. В материале А.Долмата «Четыре плакучие ивы» в «СБ» за 22 и 23 августа 2009 года рассказывалось о Юрии Гуттен–Чапском и его дочери Леопольдине. Там ошибочно утверждалось, что Леопольдина (Полина) трагически погибла в молодости от любви к простому деревенскому парню. Но достоверно известно, что она прожила долгую жизнь — 82 года, дважды была замужем и вырастила четверых детей. К тому же у Юрия Чапского была не одна дочь. В дружной семье воспитывалось семеро детей — Юзеф, Леопольдина, Елизавета, Каролина, Мария, Станислав и Роза.


Юрий (Ежи) Чапский женился на Юзефине–Марии–Каролине–Сидонии, графине Тун–Гогенштайн. В Праге рядом с Градчанами сохранился дворец Тунов, где теперь размещается посольство Италии в Чехии. В этом дворце родились трое из семи детей Юрия и Юзефины Чапских — дочь Мария и сыновья Юзеф и Станислав.


Именно Юрия отец перед смертью оставил главным распорядителем своего имущества, поскольку старший сын Кароль — хозяин имения Станьково — был слаб здоровьем. Юрий вместе с матерью Елизаветой подписал акт о дарении больших нумизматических и других коллекций Эмерика Чапского городу Кракову, которые были вывезены туда Эмериком в 1894 году.


Жизнь семьи Юрия Чапского в Прилуках подробно описана в мемуарах его детей — Юзефа и Марии. Вот несколько отрывков из детских воспоминаний Юзефа — старшего сына Юрия Чапского:


«Под большой картиной с нарисованным лбом карей лошади с белой шеей мы сидели на диване в кабинете отца и слушали его громкое чтение. Он читал нам по очереди «Трилогию», «Давида Копперфильда» и много других книг. Как же ясно я вижу его лицо в белом свете спиртовой лампы, его профиль с большим орлиным носом, густые темные усы и старательно выбритый подбородок, который двигается во время чтения над твердым накрахмаленным воротником и всегда черным галстуком. Голова, отброшенная назад, опирается на сильно наклоненную спинку кожаного зеленого кресла, слезы, которые он старался спрятать и которые у него текли из внутреннего края глаза, когда была волнующая сцена. Еще я ощущаю его волнующую растерянность, когда неожиданно он читал какой–нибудь отрывок, не подходивший, по его мнению, для детей».


Юрий Чапский очень много времени проводил на службе в губернском Минске. Дома же детьми занимались мать с нянькой (Бабуськой) и прислуга. Юзефина Чапская — жена Юрия — была женщиной набожной, доброй и ласковой. Такой мы видим ее в мемуарах Юзефа:


«А минуты счастья? Яркий ковер с темным рисунком, и я играю на нем с кубиками. Мама сидит рядом в кресле или за столиком–бюро (красное дерево и позолоченный из бронзы кантик), запах гиацинтов в вазонах, которые садовник приносил весной, много солнца. Златорыжий блеск маминых волос на солнце. Или мне это сегодня только кажется? Абсолютное и «навсегда» чувство защищенности, счастье».


И еще:


«...была у нас такая забава, называлась Мельшнайден, пришла к нам из Австрии. На доске лепили из муки пирамиду, по ширине как у большого торта, и на ее вершине втыкали колечко. Каждый должен был большим кухонным ножом отрезать кусок этой пирамиды. Наконец, колечко торчало на хрупком узком обелиске, который в некий момент распадался, и колечко падало глубоко в муку. Тот, на кого при резке по очереди горки муки выпадал этот случай, должен был «в наказание» вынуть зубами колечко из муки. Дикая радость, когда это наказание выпадало на старого дядьку (брата матери) с огромными усами. Вижу еще его обернутого большой скатертью, с лицом в муке и колечком в зубах. Мама еще была живая, ее колечко, сапфир с двумя бриллиантиками, я вижу на пирамиде из муки, значит, мне было тогда не более 6 лет».


Юзефина Чапская умерла рано — в 1903 году, она ждала своего восьмого ребенка.


Смерть матери явилась огромной утратой для семьи. Юзеф Чапский пишет:


«Вчера я видел и маму в салоне, и себя на ковре, и мое счастье при ней, или, скорее, безмятежность, и как рано она приходила в комнату Бабуськи, как бросалась в ее объятия; ее худая фигурка, золотые волосы, крепкие руки и черное платье с аппликациями. И мое безразличие, и мой смех в парке в час ее смерти, и слова пани Scroup: «Как ты счастлив, что ничего не понимаешь», и блестящий на солнце гроб, и мои вынужденные слезы».


Юзефина Чапская была похоронена на кладбище около деревни Волчковичи, где сохранился памятник с большим крестом, изготовленный в Варшаве мастером А.Прушинским. Осенью следующего 1904 года на этом кладбище на средства Юрия Чапского был заложен новый кирпичный костел Матери Божией и Сердца Иисуса в стиле модерн. В 1930–е годы костел был закрыт. После Второй мировой войны кирпич от храма разбирали на строительство домов и печей. В начале 1960–х гг. остатки костела были взорваны. В середине 1990–х гг. на фундаменте костела среди кладбища поставлен высокий металлический крест.


Юрий Чапский явился основателем нынешнего памятника природы — Прилукского лесного заказника. После вырубки на своих землях старого леса, который продавали в Англию, Францию и Америку, Юрий Чапский пригласил высококвалифицированных лесничих из Польши. В 1910 году они заложили здесь посадки лиственницы европейской. На своих полях Юрий Чапский ввел восьмипольный севооборот, а в соседних с Прилуками поселениях Сеница и Самохваловичи с помощью графа были открыты специальные школы, в которых преподавались основы земледелия и садоводства.


После 1917 года Юрию Чапскому пришлось пережить тяжелые времена утраты своей собственности и более того — родной земли, Отечества. Его второй женой в 1925 году стала Полина Анненкова. Умер Юрий Эмерикович 25 июля 1930 года в Польше в усадьбе Морды, которая принадлежала семье его дочери Каролины и ее мужа Генриха Пшевлоцкого.


Игорь ГАТАЛЬСКИЙ, руководитель народного историко–краеведческого объединения, Инесса КОРОЛЬ, член совета объединения «Прылуцкая спадчына».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter