В июне поклонники и близкие отметили 95-летие со дня рождения народного артиста СССР Николая Еременко-старшего

Последний романтик

Актер Николай Еременко — старший сыграл в кино и театре идеального советского человека

Есть в белорусской культуре имена и династии, неотделимые от ее мощного древа. И какие бы новые кумиры ни появлялись, какие бы веяния и течения ни овладевали умами — имена эти остаются на недосягаемой вышине, превращаясь на наших глазах в миф, легенду. Одна из таких фамилий — Еременко. Недавно поклонники и близкие отметили 95-летие со дня рождения народного артиста СССР и БССР Николая Еременко — старшего.
Фото  БЕЛТА

Из детства — на войну

Актер родился 17 июня 1926 года в Новосибирске, родители его — с Витебщины. Учился в ремесленном училище, пятнадцатилетним подростком подделал справку о рождении, чтобы попасть на фронт: «повзрослел» сразу на три года. После курсов младших лейтенантов по ускоренной программе в 1942-м оказался на фронте. Летом того же года боец 11-го кавалерийского корпуса Николай Еременко попал под Вязьмой в окружение. Затем были немецкий плен, концлагеря, работы на каменоломне… Выжил, пройдя через все круги ада.

В книге «Николай Еременко. А свет не погас...», изданной в серии «Жизнь знаменитых людей Беларуси» (ЖЗЛБ) и составленной известным журналистом Леонидом Екелем, Еременко-старший подробно рассказал о трагических страницах своей биографии. Некоторые из них невозможно читать без комка в горле: «В лагере под Сычовкой через колючую проволоку нам, как зверям в клетке, бросали куски сырой конины. Начались болезни. Тяжелораненых и тех, кого скрутила болезнь, немцы пристреливали на месте. Рана на шее воспалилась так, что я терял сознание. К счастью, был среди нас медик. Накалив нож на огне, он вскрыл рану. Зажило как на собаке. Только шрам остался крестообразный...»

А дальше был карантинный блок конц­лагеря Лесная под Барановичами, затем чужбина и попытки побега. Еременко вспоминал: «Я нравился людям своей искренностью и бесстрашием. Потому и предложили мне бежать из лагеря. План был простой: перейти границу и попросить в Швейцарии политического убежища. Как-никак — нейтральное государство. На заставе нас задержали. Выяснив, кто мы такие, связались с лагерем… И снова мы оказались за колючкой. На сей раз — в Ляуфене. На работу нас гнали в каменоломню. Это была настоящая каторга. По 12 часов в сутки мы таскали на тележках камень, щебень».

Затем был штрафной лагерь для пленных советских офицеров в Штутгарте. И снова — идея побега, в котором должны были участвовать семеро. Но Еременко с товарищем на Южном вокзале Мюнхена схватила железнодорожная охрана.

После освобождения заключенных союзниками Еременко был направлен в фильтрационный лагерь, как и все, кто возвращался из немецкого тыла. Тщательная проверка выяснила — с врагом не сотрудничал. Его отпустили, восстановили в звании. Подался в Новосибирск, к семье, но мать и сестра, получив извещение, что Николай пропал без вести, уже уехали на родину, в Витебскую область. Он тоже отправился туда. Стал руководить Бешенковичским районным Домом культуры. Но судьба имела на него другие планы.

Актерская стезя

В 1946 году на смотре художественной самодеятельности в Витебске Николая Еременко заметил мастер белорусской сцены Александр Ильинский, который пригласил способного юношу учиться в школе при втором Белорусском государственном театре имени Якуба Коласа. Занятия в студии, встречи с прекрасными педагогами и выдающимися актерами помогли раскрыться его таланту. Здесь же Николай познакомился с будущей супругой — актрисой Галиной Орловой. Они поженились, а 14 февраля 1949 года у пары родился сын Николай, который в будущем тоже стал известным актером.

Почти десять лет Орлова и Еременко плодотворно трудились на витебской сцене, сыграли много хороших ролей. В 1959-м супруги-актеры вместе с сыном Колей переехали в столицу и начали работать в Белорусском драматическом театре имени Янки Купалы. Ему Еременко-старший отдал почти 40 лет жизни.

Сын за отца

Фото  БЕЛТА
Звездная карьера в кино продолжилась работами в лентах «Москва — Генуя» Алексея Спешнева, Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда, «Иван Макарович» Игоря Добролюбова, «Освобождение» Юрия Озерова, «Вечный зов» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, «Руины стреляют…» и «Пламя» Виталия Четверикова, «Атланты и кариатиды» Александра Гутковича и других. Одна из лучших ролей — Дорон в фантастическом фильме Валерия Рубинчика «Отступник». Вместе с сыном сыграл в его режиссерском дебюте — картине «Сын за отца…». Всего на счету Еременко — старшего около 50 ролей в кино.

Многие зрители и сегодня с теплотой вспоминают спектакли с участием Николая Еременко на сцене театра имени Янки Купалы: «Константин Заслонов» по пьесе Аркадия Мовзона, «Конец — делу венец» по Шекспиру, «Требуется лжец» по пьесе Димитриса Псафаса, «Мудромер» Николая Матуковского. Еременко приложил немало усилий, чтобы эта остросатирическая пьеса была поставлена на сцене Купаловского. Кстати, за роль чиновника Вершило актер удостоился Государственной премии Беларуси.

Некоторое время Николай Николаевич работал директором Купаловского театра. Неоднократно играл на сцене вместе с супругой. А последней их совместной работой стал спектакль «Милый лжец» на сцене Театра-студии киноактера.

Отступником не стал

Николай Еременко — старший всегда активно участвовал в общественной работе. Круг его интересов был широк — спорт, политика, Белорусский союз театральных деятелей, которым он руководил до 1992 года, помощь молодым талантам. Однако при такой загруженности всегда находил время для любимой рыбалки и отдыха на природе.

Членом КПСС Николай Николаевич был с 1964 года и до конца своих дней придерживался коммунистических взглядов, считая распад Советского Союза личной трагедией.

Увы, второй сердечный приступ стал для него роковым. 30 июня 2000 года Николай Еременко ушел из жизни. В месяце, в котором и родился. Меньше чем через год в Боткинской больнице из-за инсульта скончался его сын Николай Еременко — младший. Оба похоронены рядом на Восточном (Московском) кладбище в Минске. Память о своих «Еремах» Галина Александровна Орлова трепетно хранит и сегодня, оберегая свой уютный дом от непрошеных гостей.

КСТАТИ

27 ноября 2001 года в Минске на улице Максима Танка была торжественно открыта мемориальная доска в честь Николая Николаевича Еременко. В Витебске названа улица в честь отца и сына Еременко — улица Актеров Еременко.


«ЛЮДИ И ЗВЕРИ»

yandex.by
Однажды кто-то посоветовал актеру отправить свою анкету и фотографии на киностудию «Беларусьфильм», и в 1960-м 34-летний Николай Еременко дебютировал в кино, снявшись в фильмах «Впереди — крутой поворот» и «Первые испытания».

Когда в «Литературной газете» он прочитал отрывок из сценария «Люди и звери», написал письмо кинорежиссеру Сергею Герасимову, что готов исполнить в его фильме любую эпизодическую роль или быть консультантом. С Сергеем Аполлинариевичем Еременко познакомился в Минске. Посмотрев спектакль «Побег из ночи», где актер играл роль советского летчика Алексея Морозова, Герасимов высоко оценил его мастерство и пришел за кулисы со словами: «Такие герои сделали нашу Победу!»

Киноэпопея Сергея Герасимова «Люди и звери» вызвала шквал писем и ответную зрительскую реакцию. Многие, как и сам Николай Еременко, узнавали в его герое себя.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter