После «оттепели»

Марлен Хуциев и его весна — Старые брызги «Новой волны» — Не все Коту масленица — Завтрак со Швайгером
Марлен Хуциев и его весна — Старые брызги «Новой волны» — Не все Коту масленица — Завтрак со Швайгером

Одна старая кинематографическая байка гласит: после премьеры фильма «Над темной водой» еще молодого режиссера Дмитрия Месхиева его педагог Марлен Хуциев залепил ему оплеуху. Хуциев посчитал, что в своем разнузданном и циничном фильме Месхиев высмеял 60–е и все, что было так дорого послевоенному «оттепельному» поколению. На экране под музыку Сергея Курехина в картине предстали гуляки, пьяницы, балбесы под предводительством Александра Абдулова. По сравнению с той иронической интонацией «Оттепель» Валерия Тодоровского, как говорили раньше, —– откровенная лакировка действительности, «Кубанские казаки» наших дней. Конфликт Месхиева и Хуциева после премьеры был, наверное, не только эстетическим спором учителя и ученика, но и спором поколений. Высмеивать 60–е, их романтизм и наив в 90–е было модно. Но вот прошло двадцать лет... Интеллектуалы и пересмешники лудят средненькие сериалы, а «шестидесятники» остались. И к их творчеству сегодня возвращаются вновь и вновь.

Ей–богу, была в тех людях какая–то «начинка». Импрессионизм, шероховатость, амбивалентность кинематографического языка «Заставы Ильича» или «Июльского дождя» смотрятся и сегодня на одном дыхании. Диалоги Геннадия Шпаликова и Марлена Хуциева удивляют витиеватостью литературных конструкций. Сейчас в кино так не говорят. Совсем недавно один из старейших и наиболее престижных международных кинофестивалей в швейцарском Локарно вручил Хуциеву почетного «Золотого леопарда», по заслугам отметив его вклад в мировое кино.

Телеканалы тоже по–своему отметили 90–летие мэтра кино. Юбилей стал поводом вспомнить его фильмы, поговорить об их эстетике и втором плане, послушать самого мастера. Говорили старшие коллеги Александр Митта или собирающийся в Минск на «Лiстапад» Вадим Абдрашитов, а вот ученики помоложе вроде Месхиева почему–то отмолчались... Этому есть прямое объяснение. Хуциев в свое время вступил в определенную конфронтацию с Никитой Михалковым, от которого слишком многое зависит на российском кинорынке. В преддверии своего юбилея Никита Сергеевич, кстати, крайне активен: заглянул в первую программу нового сезона «Белой студии», под умиление зрительного зала спел романс «Мохнатый шмель» на фестивале «Новая волна–2015» в Сочи...

Кажется, что переезд фестиваля из Юрмалы в Сочи не пошел песенному празднику на пользу. Исчезли былая легкость и беспечность, прибалтийский налет пикника. Какие–то потухшие глаза у членов жюри, одни и те же люди на сцене. Отчетно–выборное собрание гаражного кооператива «Алла», а не международный фестиваль. Вот за кого обидно, так это за участников конкурса молодых исполнителей этого года — белорусское трио «Инжир». Поют упитанные девчонки хорошо, но кажется, что жюри со своими фаворитами определилось еще до начала сочинского праздника.

Зато засветились на экране. Певцу без ТВ и телевизионных конкурсов никак нельзя. Как и актеру нельзя стать популярным без участия в сериалах. После «Маргоши» все стали узнавать актера Анатолия Кота. А до этого были годы самоотверженной работы на театральных подмостках Минска. Кто это видел, кроме преданных фанатов? А сегодня актер чинно работает в респектабельном театре Армена Джигарханяна. И вместе с мастером участвует как звезда труппы в программе «Наблюдатель», посвященной юбилею Джигарханяна.

Анатолий держался в кадре бойко и деловито: «У меня тоже своеобразный юбилей: 10 лет в театре. Мне кажется, я научился понимать птичий язык Армена Борисовича. Это один из немногих московских театров, где не сыплют битое стекло в балетки». И даже заспорил с директором театра и возлюбленной Армена Борисовича Виталиной Цымбалюк–Романовской о зарплате.

Говорят, у Джигарханяна крутой нрав. «Хороший актер Андрей Мерзликин обиделся на мои слова и ушел из театра. Мне очень жаль. А с Анатолием мы одной группы крови», — признался он в эфире.

Актеры по натуре — кочевники. Что–то зачастил в Россию немецкий исполнитель Тиль Швайгер. Неужели ступил на скользкую дорожку «горячего финского парня» Вилле Хаапасало? Вот опять готовил завтрак в «Смаке» у Ивана Урганта. Значит, стоит ждать появления Швайгера в новых российских картинах. Всем известно, что дыма без огня в студии «Смака» не бывает.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 194 (24824). Пятница, 9 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter