После бала

Семеро выпускников кинорежиссерского курса Михаила Пташука могут остаться без работы Несколько дней назад на "Беларусьфильме" состоялась премьера сразу семи художественных фильмов.
Семеро выпускников кинорежиссерского курса Михаила Пташука могут остаться без работы

Несколько дней назад на "Беларусьфильме" состоялась премьера сразу семи художественных фильмов. Правда, короткометражных и снятых в те редкие часы, когда художники, операторы и другие сотрудники киностудии не были заняты в основных беларусьфильмовских проектах. Тем не менее защита дипломных работ выпускников Академии искусств прошла "с аншлагом": собрались члены экзаменационной комиссии, артисты, участники съемочных групп и просто сочувствующие молодому белорусскому кино... "Ну вот, - философски произнес кто-то из зала, когда экран наконец погас, - академия только что выпустила семерых безработных режиссеров..." Придирчивая комиссия все без исключения работы оценила на "отлично", вслух восхищаясь талантом, свежим творческим взглядом и замечательными профессиональными качествами учеников легендарного Михаила Пташука, одновременно выражая уверенность, что через несколько лет эти семеро качественно изменят национальный кинематограф... Но реальность сегодня такова, что свободных вакансий режиссеров художественного кино на "Беларусьфильме" нет.

Семестр надежды

К 1998 году количество сотрудников национальной киностудии уменьшилось почти втрое. Выпуская 1 - 2 фильма в год, содержать прежний штат "Беларусьфильму" не было никакого смысла. Но после визита на киностудию Александра Лукашенко здесь впервые за много лет заговорили о новых возможностях для творческой молодежи - после того, как в госбюджет заложили производство прежнего, "советского" еще количества - 5 ежегодных картин и выделили довольно-таки убедительную сумму в американской валюте для обновления производственно-технического оборудования "Беларусьфильма". Через год Белорусская государственная академия искусств отважилась набрать курс режиссеров игрового кино, а их педагог уверенно заявлял в интервью, что национальная киностудия скоро начнет выходить из затянувшегося кризиса... Безусловно, о кризисе отечественного кинематографа уже не говорят, но то, что средний возраст тех, кто ходит в кино, сейчас вдвое, а то и втрое ниже возраста тех, кто его делает, - факт. Набирать новый курс режиссеров кино БелАМ в ближайшие годы не собирается - слишком дорогое "удовольствие", чтобы возиться с ними только ради удовольствия. Если это новое, профессионально подготовленное поколение кинорежиссеров сегодня "пролетит" мимо национальной киностудии, новых завтра взять будет негде.

Этих и отбирали, и готовили - придирчивей некуда. Вступительный конкурс в творческую мастерскую Пташука был 12 человек на место, повезло только восьмерым, из которых позже осталось четверо... И совсем отдельный сюжет, где разыскивали и как переманивали новых студентов. Денис Скворцов, к примеру, продолжил обучение режиссуре в БелАМ после Венской академии искусств, Макс Субботин оставил факультет телережиссуры, не устояв перед приглашением такого мэтра, как Михаил Николаевич. Точно так же, как и Людмила Дубровская, успевшая поучиться на Высших режиссерских курсах у Тодоровского. А еще раньше - закончить бывший радиотехнический институт и аспирантуру при нем. Кстати, почти все эти молодые режиссеры пришли в искусство с определенным жизненным опытом и отнюдь не со школьной скамьи.

Свое умение работать качественно и быстро они продемонстрировали - почти все фильмы были сделаны за 10 съемочных дней. Реквизитом занимались накануне, в большинстве случаев создавали его собственноручно, кое-что потом по-дружески заимствовали друг у друга (благо 4 дипломных фильма были о Великой Отечественной). Это, конечно, не признак профессионализма, но, как сказал Вячеслав Никифоров, взявший этот курс после трагической смерти Михаила Пташука, "в белорусском кинематографе всегда был такой дефицит цеховой солидарности - по крайней мере, за последние 35 лет я отвечаю, что давно пора привнести в наше больное кино здоровый дух сплоченности и целеустремленности - настоящего, культурного отношения к родному кинематографу".

Семестр печали

В кино юных выпускников творческой мастерской Михаила Пташука волнуют вечные темы - любовь, ненависть, обретение себя. Иными словами, то, что в разные периоды жизни волнует всех и будет актуальным всегда. И их фильмы о войне - фактически на ту же тему. Фильмы о камерных чувствах отдельных людей (причем без батальных сцен, которых и до этих молодых режиссеров было снято немало). То есть о той войне, которая, как ни странно, до сих пор не особенно известна... При этом новое поколение кинематографистов явно лишено опасений экспериментировать как с содержанием, так и с формой - но крупные планы тараканов, стаканов и чайников из фильма - призера прошлогоднего фестиваля "Золотой Витязь" Макса Субботина "О пропавших без вести" никак не выглядят вызовом прежним традициям. Напротив, здесь все более чем к месту, хотя так у нас пока еще и не снимали... Максу, кстати, повезло стать участником последнего "Берлинале", и теперь свой "Чернобыльский проект" (полнометражный художественно-документальный фильм), над которым работает уже полтора года, он надеется осуществить с помощью немецких спонсоров - контакты с ними завязались у молодого режиссера во время этого престижного кинофестиваля.

По собственному признанию, работать он хотел бы в Беларуси. Как и его сокурсники, также призеры и лауреаты разнообразных кинематографических конкурсов. Но снимать "частное" кино за белорусские деньги пока проблематично (хотя такие попытки и предпринимаются), да и в идеале национальный кинематограф должен оставаться государственным... Тем не менее двери в большой национальный кинематограф для учеников Михаила Николаевича пока закрыты - сроки их распределения переносились уже 4 раза и следующая дата все еще не назначена. Блестящие оценки в дипломах выпускников особенно не радуют - впрочем, кое-кто уже подумывает об аспирантуре (не самый плохой вариант дождаться перемены ситуации)...

"Я уверен, что лет через 5 мы о каждом из них обязательно услышим, - говорит декан театрального факультета БелАМ Владимир Мищанчук. - Я думаю, что Министерство культуры все-таки найдет возможность обеспечить этих выпускников работой именно здесь. Я надеюсь, верю в это..." Они тоже надеются, хотя уже и не верят...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter