Документальный фильм Николая Бурляева предлагает новый взгляд на режиссера Андрея Тарковского

Портрет друга и учителя

В прошлом году мы отмечали 90-летие со дня рождения кинорежиссера и мыслителя Андрея Тарковского. Свой взгляд на друга и учителя предложил в документальном фильме «Боже! Чувствую приближение Твое!» актер, режиссер, писатель, руководитель форума «Золотой Витязь», добрый друг Беларуси Николай Бурляев, в свое время сыгравший главные роли в картинах Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев».


Дом под водой

Минская премьера ленты недавно прошла в Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Фильм впервые показывает духовную и религиозную составляющую жизни и творчества Андрея Тарковского. По словам Николая Петровича, он никогда не разговаривал с ним о вере, но всегда знал, что он человек верующий. Подтверждение этому нашел в дневниках Андрея Арсеньевича и его интервью. В картине, сочетающей в себе документальные и игровые моменты, мы слышим голос Тарковского, видим его рисунки, фотографии из семейного архива, отрывки из редких телевизионных и радиоинтервью. Эта лента продолжает эстетику Андрея Арсеньевича. Зритель увидит в кадре и самого Бурляева в суздальских местах съемок «Андрея Рублева», услышит его воспоминания.

Документально-художественным фильм стал благодаря эпизодам, снятым о Тарковском-ребенке. Маленький мальчик подходит к берегу Волги и ныряет под воду, где находит на дне свой личный град Китеж: деревянный дом, храм, высохшее дерево, забор… Образ родного дома, в котором когда-то родился режиссер и который ушел под воду (для Бурляева здесь принципиальна ассоциация с повестью Валентина Распутина «Прощание с Матерой»), — один из самых пронзительных в картине. Звучат мысли из дневников Тарковского. Например, такие: «Апокалипсис — это не внезапный акт, он начался уже давно, конец цивилизации может наступить раньше, чем упадет ядерная бомба, это произойдет, когда умрет последний человек, верящий в Создателя».

Кино как молитва

Съемки фильма проходили в Суздале, где снимался «Андрей Рублев», на родине Тарковского в костромском селе Завражье, в Юрьевце Ивановской области, куда его семья переехала во время войны. Название картине дала первая строчка личной молитвы Андрея Тарковского, которую Николай Бурляев случайно обнаружил в дневниках своего друга и учителя. По его мнению, фильм выходит очень вовремя:

— У любого нормального режиссера работа над фильмом занимает 3—5 лет. Идея должна созреть, потом ее надо воплотить. Этот фильм я вынашивал 62 года — это почти вся моя сознательная жизнь… С того момента, как я впервые увидел Тарковского перед собой на киностудии «Мосфильм», когда меня привели пробоваться на «Иваново детство». Мне было 14 лет, ему — 28. При первом общении каким-то таинственным образом этот человек сразу попал в мою душу. Я, мальчик, понял, что передо мной — гений. Дальше жизнь это подтвердила. Андрей Тарковский сегодня стал режиссером номер один на планете. Об этом мне говорили Анджей Вайда, Тео Ангелопулос, Бернардо Бертолуччи. Эмир Кустурица говорил мне так: «Для того чтобы понять, что такое режиссура, я тысячу раз прокручивал на монтажном столе новеллу «Колокол» из «Андрея Рублева».

Ключ от тайной комнаты

По словам Бурляева, сам Тарковский признавал в режиссерской профессии всего 5—6 имен:

— Американского кинематографа для него тогда не существовало, хотя по сравнению с нынешним он был тогда еще более-менее приличный. Он признавал Феллини, Антониони, Куросаву, Бунюэля, Брессона и Бергмана. На Бергмане он учился во ВГИКе. А Бергман, увидев картины Андрея Арсеньевича, сказал: «Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда. Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали. Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно».

Показ для самых близких

Первыми зрителями фильма о Тарковском стали его близкие люди, говорит Николай Бурляев:

— Я показал его в первую очередь тем людям, для которых Тарковский — родной. Его сестре Марине Арсеньевне. Его первой жене Ирине Тарковской, которая играла мою маму в «Ивановом детстве» и дурочку в «Андрее Рублеве». Сыну Андрею, который живет в Италии, а также переводчице Тарковского Лейле Александер-Гаррет, живущей в Лондоне. Это те люди, которые знают, чувствуют Андрея, люди, которых не обманешь. Не буду вам долго рассказывать про реакцию, но она была примерно одна и та же… Марина Арсеньевна сказала: «Я не думала, что фильм получится таким». И я не думал! Но в нем все сошлось: и мой 62-летний путь к этому фильму, и моя любовь к Тарковскому, с которым я живу постоянно в сознании и сердце. К сожалению, об ушедших маме и отце думаю не так часто, как об Андрее.

Радость сотворчества

Фильм создавался в содружестве с сорежиссером Дмитрием Чернецовым.

— Раньше я думал, как можно снимать кино вдвоем? Мне было непонятно: как вместе работают Алов и Наумов или Краснопольский и Усков? Теперь я понял, что ошибался, — признается Бурляев. — Я нашел удивительного человека, без которого этот фильм не получился бы таким. Это Дмитрий Чернецов. Он был прекрасным режиссером и до меня, он лауреат Государственной премии России. У него два образования: он окончил ВГИК, мастерскую оператора Вадима Юсова, работавшего с Тарковским, а режиссерское получил у Владимира Хотиненко на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

Повод для гордости

Особый повод для режиссерской гордости то, что фильм вышел в российский прокат:

— Это уже нонсенс! Как это так? Обычно блокбастеры идут в нашем прокате… А тут документальный фильм, который получился даже вполне художественным. Пять месяцев успешного проката! Надеюсь, картину увидят и в белорусском прокате, я уже написал письмо вашему министру культуры. Этот фильм должны увидеть все. У Андрея есть в дневниках выражение «фильм как молитва». Этот белый экран по своему наполнению тоже должен приближаться к иконе и направлять зрителя в горний мир, в третье духовное измерение. Направлял ли наш экран туда зрителей? Очень сомневаюсь.

Фильм Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова оставляет сильное впечатление и будет интересен как знатокам мира Андрея Тарковского, так и тем, кто только начинает знакомство с ним.

КСТАТИ

Помимо фильма, народный артист России Николай Бурляев совместно с издательством «Вече» выпустил и книгу о выдающемся режиссере. Название ее — тоже цитата из дневника мастера: «Тарковский. «Боже!.. Чувствую руку Твою на затылке моем». 

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter