Пора закрывать лишние окна!

Листки с тревожной надписью «Предупреждение» обнаружили в почтовых ящиках тысячи ветеранов и инвалидов Гомеля
Листки с тревожной надписью «Предупреждение» обнаружили в почтовых ящиках тысячи ветеранов и инвалидов Гомеля

Гомельское отделение сбыта тепловой энергии РУП «Гомельэнерго» сообщало, что до 1 октября «необходимо предоставить документы для подтверждения льготы» по адресу такому–то. В противном случае скидка по оплате тепловой энергии будет снята. «Льготные категории» по–своему поняли этот призыв. Со всех концов города в «Энергосбыт», расположенный в полукилометре от ближайшей троллейбусной остановки, потянулись пожилые люди.

— Вот, ползу... — обозначил свое состояние Владимир Шланкуфер, взбираясь по конторской лестнице на второй этаж. Вместо ног у Владимира Антоновича — протезы. Он уже не рад, что решился на столь долгое и опасное путешествие.

— Да гори они гаром эти льготы, я в другие конторы и не пойду, лучше буду полную цену платить, — рассудил пенсионер, отдыхая после очередных трех ступенек. И с тоской добавил: — Как я теперь назад доберусь?..

Пока я беседовал с посетителем, появилась строгая женщина, которая поставила вопрос ребром:

— А кто вы такой? И кто дал разрешение?

— А вы кто? И на что разрешение?

Эх, не умеем мы без скандала... Видно, как в анекдоте, «что–то выдавало во мне журналиста — может, живой огонек в глазах, а, может, фотоаппарат и диктофон». Вскоре строгих мужчин и женщин вокруг стало больше, чем посетителей. Мне объяснили, что не стоит создавать ажиотаж, и предложили покинуть заведение. Владимиру же Антоновичу и другим пенсионерам сообщили, что вовсе не обязательно было приходить — сотрудники организации выезжают на дом к тем, кому трудно передвигаться.

— А почему мы об этом только сейчас узнаем?! — поразились «те, кому трудно передвигаться».

— А вы бы позвонили, спросили — мы аж три телефона указали, — терпеливо растолковали строгие люди.

Позже я позвонил (не представляясь) по одному из упомянутых номеров. И в самом деле мне вежливо рассказали, что если нет возможности прийти, можно прислать ксерокопию «льготного» удостоверения и справку о составе семьи по почте. Этого достаточно.

Выходит, опять «буря в болоте»? Не совсем. Когда я официально обратился за комментариями в Гомельское отделение сбыта тепловой энергии, выяснилось, что «не позвонили и не спросили» многие. По городу было разослано 5.700 предупреждений (при том, что на учете в организации более 12 тысяч льготников). На день моего визита льготы подтвердили 2.900 человек. Некоторые из них воспользовались почтой, по 45 адресам выезжали сотрудники «Энергосбыта». Но в подавляющем большинстве случаев люди приносили документы сами либо передавали через родных, знакомых, соседей.

— Тут ведь нигде не говорится, что надо непременно явиться с документами, — показывает бланк начальник отделения Михаил Цыбульский. — Мы прекрасно понимаем, что многим тяжело ходить, есть одинокие люди, которым некого попросить о помощи. А ведь даже для того, чтобы скопировать удостоверение, надо добраться до копировального аппарата. Такому человеку достаточно позвонить — и мы все сделаем сами, бесплатно.

Заметим: в «квитке» не говорится и об этой возможности. Начальник отделения согласился, что, возможно, формулировки пресловутого предупреждения нуждаются в доработке, раз уж многие из пожилых людей, тех, кому лучше бы остаться дома, столь дружно двинулись в путь.

Случай с «Энергосбытом» не уникален. Доказательств того, что клиент не утратил право на льготы, регулярно требуют по меньшей мере пять организаций. Требование вполне логичное: с кого–то сняли инвалидность, у кого–то изменился состав семьи, кто–то прописался–выписался...

Однако с реализацией, видимо, что–то неладно. Офисы городской телефонной сети, «Облгаза», «Гомельэнерго», «Энергосбыта» расположены в разных концах города. Даже от здорового человека «тур» с посещением каждой из контор требует много терпения и времени. Для инвалида процесс может превратиться в незабываемое «приключение». У простых людей, наслушавшихся радостных рапортов про введение «одного окна», возникает вопрос: зачем вообще это нужно? Для чего кто–то придумывает лишнюю работу себе и беспокойство другим? Не проще ли взять всю информацию, например, в домоуправлении?..

Проще–то проще, но, оказывается, «есть нюансы». Дело в том, что гомельский «Энергосбыт» лишь недавно стал принимать платежи за тепло — это одно из следствий успешного, в общем, эксперимента, проводимого на Гомельщине. Организация пыталась воспользоваться электронной базой, скопированной у коммунальников, но, по словам Михаила Цыбульского, этой информации оказалось недостаточно.

— Нам необходимо достоверно знать, какая именно льгота предоставляется человеку, подпадают ли под ее действие члены семьи, — сказал начальник отделения. — Потому мы и создаем собственную базу данных, подкрепленную ксерокопиями соответствующих документов. Ведь малейшая неточность может серьезно повлиять на денежные размеры льгот. А это государственные деньги, мы не вправе относиться к ним небрежно...

«Общество перегружено льготниками» — такое мнение можно зачастую услышать. Да, в некотором контексте оно небезосновательно. Но все же: большинство людей, которые сегодня бредут в тот же «Энергосбыт», не имеет отношения к тем, кто «оказался в нужное время в нужном месте» в середине 90–х, когда льготами наградили чуть ли не полстраны. Для настоящих участников войны, ветеранов труда, инвалидов–ликвидаторов существующие льготы — не разновидность государственной благотворительности, а право, заслуженное действительно героическими поступками, одна из форм благодарности со стороны общества.

Можно, конечно, рассматривать журналиста как главную причину ажиотажа, возникшего «на пустом месте». Увы, некоторые так и думают... Но все же в данном конкретном случае остаюсь при своем принципиальном мнении – давайте закрывать лишние «окна»! Это, к слову, и жесткое требование Президента, подписавшего недавно соответствующий указ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter