Пора собирать кадры

Иностранцев, желающих трудиться в Беларуси, с каждым годом становится все больше...

Любопытная тенденция: иностранцев, желающих трудиться в Беларуси, с каждым годом становится все больше. С начала года около 3.000 человек приехали работать в нашу страну. Если сравнить с прошлым годом — это почти на тысячу больше. Что их привлекает? Составляют ли они реальную конкуренцию местным кадрам? И могут ли помочь решить проблему нехватки специалистов в медицине, сельском хозяйстве, строительстве?


Заморский лекарь


Минск. 33–я городская студенческая поликлиника. В хирургическом отделении с десяток человек ожидают своей очереди перед дверью травматолога. Кому–то не дают покоя боли в спине, кого–то угораздило сломать руку.


— А я оступилась, подвернула ногу, итог — растяжение. Сейчас врач снял гипс, назначил мазь, — вздыхает студентка 4–го курса Белорусского государственного технологического университета Елена Давидович.


Как зовут врача? Лена запнулась. Еще бы — принимал ведь не Сергей Петрович и не Анна Ивановна, а Сейед Юсеф Гольтабризи.


Родился и вырос он в Иране. Сразу после школы пошел в армию. Участвовал в ирано–иракской войне. Когда она закончилась, решил эмигрировать, чтобы учиться.


— Тогда, в начале 90–х, поступить в университет на родине было практически невозможно, — вспоминает Сейед Юсеф. — Оказался в Минске. Прошел языковые курсы, поступил на лечебный факультет мединститута (сейчас Белорусский государственный медицинский университет. — Прим. автора). Уже пять лет работаю в хирургическом отделении поликлиники. Да, сложно — обычно бывает около 60 пациентов в день. Но я сам к этому стремился. Еще студентом много и упорно учил язык. Помню, когда жил в общежитии, даже частенько спал в... ванной. Наливал немного теплой воды, ложился, засыпал, а когда чувствовал холод, просыпался. Чтобы среди ночи сесть за книжки.


Между Минском и Амманом


Ракан Задж родом из Иордании. Там же получил высшее образование. Однако задерживаться на родине не стал. Четыре года назад перебрался в Минск. Прошел подготовительные языковые курсы, окончил магистратуру Белорусского государственного аграрного технического университета. Работать начинал как рядовой менеджер по продажам. Сейчас вырос до должности заместителя директора магазина.


— В Иордании у меня не было больших перспектив, здесь — наоборот, так что возвращаться на родину не собираюсь, — не скрывает Ракан. — Буквально через три дня после приезда познакомился со Светланой. Два года назад мы поженились. Да, есть проблемы, например, приходится снимать жилье, но все это решаемо.


Две родины


Не боится трудностей и Светлана Томилина, литовка с русской фамилией. Родилась в Вильнюсе. Потом вместе с семьей (мамой, папой и старшим братом) переехала в приграничный город Поставы. В этом году окончила Витебский государственный политехнический колледж, устроилась инженером–программистом на почте.


— Сейчас у меня две родины, — улыбается Светлана. — В Беларуси — работа и семья. В Литве — родственники, знакомые, друзья. Возможно, когда–нибудь я вернусь в Вильнюс, но пока не собираюсь. Жизнь там дороже, да и высокий уровень безработицы пугает.


...Валентина Кореник большую часть жизни провела в другой прибалтийской стране — Латвии. В Даугавпилсе родилась, росла, училась. Окончив педагогический университет, получила диплом учителя математики... Однако несколько лет назад она круто повернула линию своей судьбы. Перебралась в Браслав, где сейчас работает в центре детского творчества. Учит премудростям флористики ребятишек от 8 до 15 лет. Давнее хобби стало профессией, которая приносит и удовольствие, и зарплату.


Уехать нельзя остаться


Каждый иностранец ставит свою неповторимую запятую в этой фразе. Но тенденция в том, что все больше заграничных кадров бросают якорь и оседают в нашей стране. Сегодня в Беларуси постоянно проживают около 140 тысяч иностранцев и лиц без гражданства. Более 25 тысяч имеют разрешение на временное проживание. Едут к нам в основном из России, Украины, Турции, Китая, Латвии, Литвы. Где трудоустраиваются эти люди?


— В районах наиболее востребованны заграничные кадры в сельском хозяйстве, — уточняет начальник отдела идеологической работы Лельчицкого райисполкома Сергей Гавриловец. — Свободных вакансий тут хватает. Особенно ощущается дефицит работников во время посевной и уборочной. Поэтому многие иностранцы работают пастухами, животноводами, полеводами.


Есть и другая тенденция: в последнее время иммигранты все чаще находят себе применение в тех областях, где никуда без высшего образования.


— Сокращение численности трудоспособного населения — проблема большинства стран Европы. Сегодня на рынке идет борьба за ресурсы, в том числе за трудовые, — рассуждает начальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун. — Понятно, что мы в первую очередь заинтересованы в высококвалифицированных специалистах. Причем лучше всего, чтобы они шли в те сферы, где ощущается недостаток собственных кадров: строительство, сельское хозяйство...


К слову, А.Бегун упомянул цифру, которую я отметил особо. За 8 месяцев этого года иностранцы совершили около 900 преступлений. Это чуть более 1 процента от общего числа противоправных действий. Вроде и немного с точки зрения статистики. Но все же...


Рассказали мне и такую историю. В одном из районов Гомельской области наниматель пригласил к себе на работу группу узбеков. До этого терпел убытки. Работники из местных постоянно прогуливали, выпивали. А теперь вокруг чистота, порядок, дисциплина. Появилась прибыль. Пример во многом показательный, но не получится ли, что из–за наплыва заграничных кадров будут как–то ущемлены права белорусов?


— Никаких предпосылок для этого сейчас нет, — уверен начальник главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов. — Во–первых, процент иностранцев незначителен, реальную конкуренцию нашим кадрам они не составляют. А во–вторых, существует установленный порядок найма иммигрантов, который все наниматели обязаны соблюдать. Если на одно и то же место претендуют иностранец и белорус, приоритет отдается второму.


Кстати, интересная деталь. В стране около 55 тысяч вакансий. Безработных около 37 тысяч. Рабочих рук не хватает. А ведь подсчитано: каждое незанятое место в экономике приводит к тому, что бюджет недополучает 7 тысяч долларов ежегодно. Эту проблему нужно как–то решать. Неужели только на иммигрантов надеяться?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter