В Музее современного искусства, откроется выставка, на которой будет представлен проект скульптора Константина Селиханова и фотохудожника Сергея Щукина «Декодировка

Попасть в десятку

Сегодня в Минске, в Музее современного искусства, откроется выставка...

Сегодня в Минске, в Музее современного искусства, откроется выставка, на которой будет представлен проект скульптора Константина Селиханова и фотохудожника Сергея Щукина «Декодировка. Архетип адекватного времени». Тот самый проект, который оба наших прославленных художника в октябре представляли на пятом Московском бьеннале. Накануне международной выставки фотограф Щукин говорил:


— Все, что я делал ранее, было камерным, не выходило за стены студии и моих переживаний. Я рад, что кто–то увидел в моих фотоработах даже больше, чем я сам вкладывал в них.


Скульптурная композиция Селиханова «Очередь» стала основной составляющей белорусского проекта, являясь некоей метафорой человеческого сообщества, где границы личного пространства стираются, а человек становится частью гигантского механизма:


— В этой скульптуре сконцентрированы все мои рассуждения, переживания о прожитом времени. Я не избалован вниманием именно в контексте современного искусства, поэтому мне очень приятно принимать участие в таком престижном проекте. То, что я делаю, — и есть сегодняшний день. Надеюсь, мое послание будет услышано и понято.


Сегодня можно оглянуться, собраться с мыслями и поделиться впечатлениями. Мы встретились с Константином Селихановым в его мастерской. Диктофон жужжал, звучала музыка «Аквариума». Кофе был с сахаром, чай — без.


— Константин, как в проекте появился Андрей Щукин со своими выразительными и запоминающимися фотографиями?


— Организаторы понимали, что в Москве нам предоставлено два экспозиционных зала, а их надо чем–то заполнить. Возникло слово «фотография», а Щукин недавно выставлялся. Работы стояли перед глазами, а фамилия была на слуху. Его и пригласили. Зал огромный, и Андрей выставил почти все. Печатать фотографии очень дорого, и большую он сделал только одну, стоившую сумасшедших денег.


— Чем отличается Московский бьеннале от Венецианского? Ты видел и можешь сравнить.


— В Москве так же дорого снимать экспозиционные помещения, как и в Венеции. А если прикинуть по срокам, то получается, что в Венеции бьеннале идет четыре месяца, а в Москве — месяц. При таком раскладе окажется, что Москва по наполнению выглядит даже круче.


— Что тебя удивило?


— Приглашенные гости и их персональные выставки превосходны. К таким относится проект Ильи Кабакова и его жены Эмилии. Раньше мне не доводилось видеть так объемно представленным этого художника, да еще со всеми его знаковыми работами. Например, «Жук» и «Номер люкс» являются двумя самыми дорогими когда–либо проданными произведениями современного российского искусства... Еще я слышал, что наш проект вошел в десятку лучших, мне в это хочется верить. Наша экспозиция получилась достаточно цельной и выстроенной. А всех специальных проектов было 47. Мы показывали свои работы в хорошем месте, но, может быть, недостаточно популярном с точки зрения современного искусства. Хотя в контексте музея Революции наш проект оказался уместным. Удивить московскую публику очень сложно, но к нам относились благосклонно. Из разговоров с продвинутыми зрителями я почувствовал, что есть какая–то тоска по настоящей, рукотворной скульптуре.


— Константин, почему сейчас искусство так резко разделилось на элитарное и коммерческое?


— Многие сегодня пытаются зрителя развлечь, заинтересовать... Заполнить большую нишу. Но когда я вижу скульптуры Аниша Капура, то понимаю, что кризиса нет. Его работы потрясают и восхищают. Помнишь огромную сверкающую каплю, отражающую облака, людей, здания?.. Плохо, что белорусских художников хотят и в основном воспринимают на Западе как борющихся с чем–то, а не как творцов, проживающих свою личную жизнь. Может, мы еще не смогли громко о себе заявить, а потому работает только этот стереотип. Мне кажется, что художник должен не у кого–то, а у самого себя спрашивать о направлении, куда ему двигаться. Я говорю с пафосом, но только своей жизнью можно что–то доказать.


— Что ищут сегодня кураторы больших выставок?


— Особого подхода, особого видения... Может, зря мы начинаем соревноваться и демонстрировать мускулы там, где мы заранее проигрываем. Знаешь, на бьеннале в Киеве, это уже давно было, я увидел маленький и простенький фильм. Короткометражка про ослика, перевозившего контрабанду где–то на турецкой границе. История ослика меня потрясла, поразила и удивила. Из всей огромной выставки я запомнил только ее. Вот этот путь, такое видение и ищут кураторы. Уверен, что и мы должны искать свой путь. Показывать свой взгляд на вещи.


— А чем мы не похожи, например, на русских?


— Мы — другие. В нас меньше цинизма и иронии. Свои уникальные качества и следует культивировать.


— Кто оказал поддержку вашему проекту?


— Как ни удивительно, но государство. Без его поддержки наши художники со своими концепциями не имеют возможности попадать на такие большие международные бьеннале, как в Венеции или Москве.


Советская Белоруссия №212 (24349). Вторник, 12 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter