Американским правящим элитам упрощает «работу» сложившаяся в Польше структура собственности. Там большая доля иностранных капиталов (значительная часть промышленных предприятий выкуплена когда-то Германией), оборонный сектор плотно сотрудничает с США, а в сфере энергетики поляки пытаются полностью переориентироваться на американский сжиженный газ. Фактически в государстве создана такая система управления, в которую вовлечено большое количество внешних сил влияния. Здесь мощное оборонное и газовое лобби, которое ставит целью разрушить экономические связи между Польшей и Германией, Россией, Беларусью и, соответственно, максимально переориентировать страны на США.
Политическим орудием этих действий выступает партия «Право и справедливость», одновременно католическая, правоконсервативная и проамериканская. Она с большим трудом получила парламентское большинство, а теперь для удержания власти пытается использовать политическую ситуацию в Украине.
Курс экономической программы правящей партии направлен в первую очередь на выкачивание дешевой рабочей силы из Украины и получение там премиального рынка сбыта. Кроме того, Варшава оказала восточной соседке мощную военную поддержку, передав ей запасы советской военной техники и снарядов, а также отправила туда воевать своих граждан в качестве «добровольцев». Обществу пытаются показать, что якобы есть русская военная угроза, которая «уже завтра доберется до Польши», и что в такой ситуации хребет России надо ломать сейчас, пока она слаба. В этом плане, разумеется, «ПиС» выполняет пожелания американских союзников, для которых страна — огромная военная база для сдерживания России. Еще при бывшем президенте США Дональде Трампе у польского руководства был план создания некоего укрепрайона «Форт Трамп» типа Великой Китайской стены, который бы отгораживал их от азиатских орд. Но, как можно догадаться, дело здесь не столько в русофобии, сколько в огромных просторах для коррупции при освоении бюджетных средств.
А само польское общество в первую очередь ориентировано на свой дом, быт, зарабатывание денег, экономию, католическую церковь, личное подсобное хозяйство. Политика интересует ровно в той мере, в какой ему это навязывает власть.
Другое дело, что на глазах сильно меняется привычный образ жизни поляков. Сначала Польшу посадили в серию жестких локдаунов, чем перегрузили страховую медицину, а теперь выкачивают средства на размещение украинских беженцев и военные расходы. В результате дорожают услуги, топливо и продукты. В обществе резко растет бытовая ксенофобия ко всем русскоговорящим, в том числе к украинцам (их в Польше уже около 3 миллионов), белорусам. Усугубляют ситуацию уличная преступность, кражи, разбои, нелегальное трудоустройство, где ключевую роль играет украинская диаспора. Она создает разного рода коммерческие схемы, объединяясь в этнические криминальные группировки, занимающиеся наркотрафиком, угоном машин, контрабандой, торговлей людьми уже по всей Европе. В проблемах поляки обвиняют не правящую партию, поддерживающую Зеленского и американские авантюры, а Россию, на которую также вешают продовольственный и экономический кризис в самой Польше.
Об истинной ситуации в Беларуси простые поляки осведомлены еще меньше, чем о положении дел в России. Проблемы наших беглых их мало интересуют, в основном пропольски ориентированные активисты без следа растворяются в обществе и ассимилируются. Белорусского Президента поляки знают в лучшем случае по нескольким расхожим цитатам и слабо представляют, как устроена наша страна. Это нормально, потому что среднестатистический белорус тоже мало что знает о польских проблемах. В основном нас объединяют связи уровня приграничья и коммерция, из которых люди черпают сведения об обстановке в двух странах.
Если бы в Польше не было сильного американского влияния, то наши народы могли бы работать и торговать, получая взаимную выгоду. Тот груз исторических претензий и обид, который постоянно подымается польскими элитами, — результат длительного воздействия американцев, а не волеизъявление простых людей. Обычные жители Польши зачастую осуждают снос памятников советским воинам. Другое дело, что решения принимаются не ими, а органами правящей партии на местах.
В обозримом будущем вполне вероятно налаживание конструктивных взаимоотношений между народами. Но для этого необходимы денацификация и демилитаризация Украины, закрытие польско-украинской границы, чтобы сделать невозможным экономическую эксплуатацию, а также удаление американского фактора в виде влияния на энергетику и на размещение новых вооружений. Это дело не одного-двух дней. Альтернативы мирному сосуществованию народов нет, в противном случае упремся в броню танков и ввяжемся в новую войну в Европе.
Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания, член Компартии Беларуси.