Почему мы нецензурно выражаемся

Поле брани

Увы, мат постепенно перестает считаться чем-то постыдным. Но говорить красиво и доходчиво можно и без употребления бранных слов. Что это за тренд? Зачем мы порой используем ненормативную лексику и легко ли обойтись без нее? Об этом рассуждают наши эксперты.

pixabay.com

Чистота речи через тайм-менеджмент

Виталий Дубовик, бизнес-тренер:

Фото из личного архива
— На мой взгляд, большинство людей воспринимают нецензурщину как своего рода данность и табу, хотя, конечно, постоянно нарушают установленные правила. В то же время в обществе порой складываются полярные позиции относительно ненормативной лексики. Не ругаешься матом? Не пьешь алкоголь? Шпион! Что-то скрывает, не доверяет, нужно быть начеку. Ругаешься матом? Не умеешь контролировать свои эмоции. Возможен и такой вариант развития событий (особенно в малознакомой компании): человек хочет стать своим, войти в доверие — поэтому может употреблять ругательства. Заметьте, если один строит беседу с использованием бранных слов, второй автоматически подхватывает такой стиль общения. Происходит эффект домино. Своими действиями он показывает, что волен делать все, что посчитает нужным, без оглядки на определенные устои и рамки. 

Где же найти золотую середину? Готовых рецептов от этой «болезни» нет. Контролировать употребление непристойной и оскорбительной лексики могут далеко не все. Мы видим, что для некоторых молодых людей мат стал едва ли не языком общения. Этот вопрос требует особого внимания. Многие сегодня получают информацию не из самых надежных источников, которые могли бы служить примером высокой речевой культуры. Результат — использование сленга и нецензурной лексики. Молодые люди много времени проводят в соцсетях и мессенджерах. Так что исправлять ситуацию нужно с семьи, и лучший пример — собственный. Детям необходимо рассказывать о чистоте речи, половом воспитании, вреде алкоголя и наркотиков до того, как они познакомятся с этой информацией в TikTok или услышат от ребят со двора. 

Взрослые должны понять, что ругаться матом в некоторых ситуациях может быть даже опасно. Приведу пример. На кону важная сделка, бизнес-партнер или собеседник вежлив и культурен, придерживается здорового образа жизни и т.д., но когда он слышит напротив непонятную лексику с бесконечными жаргонами, вряд ли дело дойдет до подписания контракта. 

Есть мнение, что использование мата — нормально. Я могу понять, что оно отчасти допустимо в определенных случаях. На мой взгляд, такое не должно поощряться. 

Что будет, если запретить мат и штрафовать за его использование? Вспомните, как в России недавно вступили в силу поправки к Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязующие соцсети удалять сообщения с нецензурной бранью, а также оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность. Так вот после введения запрета в постах пользователей ненормативной лексики стало больше. Также при введении запрета ругательные слова могут «перекочевать» в другие, как, например, в воровском жаргоне в фильме «Джентльмены удачи»: «канать», «редиска» и т.д. И таких слов будет все больше. 

Конечно, полностью убрать сквернословие из лексикона — трудновыполнимая задача. Ударившись ногой о ножку стола, застряв в пробке, пролив кофе, многие непроизвольно ругаются. Инстинктивно в такие моменты мы прибегаем именно к запрещенным словам. 

Как защитить себя и молодежь от нецензурщины? Необходимо развивать культуру общения. Многие привыкли отправлять короткие сообщения с использованием смайликов и картинок, и в обычном разговоре уже сложно подобрать слова, чтобы точно и полноценно выразить свои мысли и эмоции, тогда и идут в ход вульгаризмы и похабщина. Для детей в школах необходимо ввести факультативы: «Общение в реальной жизни», «Техники убеждения», «Тайм-менеджмент», «Управление стрессом», «Достижение целей» и т.д. Ведь свобода слова — это не вседозволенность, а порядок, который надо уметь поддерживать.

Штрафная лексика 

Галина Лагунова, депутат Палаты представителей Национального собрания:

house.gov.by
— Замечаю, что матерные слова стали употреблять не только в стрессовых ситуациях (когда это можно еще как-то понять), но и в рядовых, обыденных, по любому поводу и без повода, зачастую просто как слова-связки. С либерализацией законодательства в 2018 году нецензурная брань в общественном месте как самостоятельная разновидность мелкого хулиганства из административного кодекса была исключена. Теперь санкция может применяться в совокупности с оскорбительным приставанием к гражданам и другими умышленными действиями, нарушающими общественный порядок. За это предусмотрен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин (58—870 рублей) или общественные работы вплоть до административного ареста.

Думаю, стоит проявлять принципиальность в борьбе с любителями использовать ненормативную лексику. При этом доказать виновность матерщинников очень сложно, кому и что предъявлять — непонятно. Там, где законодательство четко и беспринципно исполняется, вряд ли кто-то решит его нарушать. А если человек знает, что ему ничего не будет и максимум, что могут сделать окружающие, — пожурить, то о каком безукоризненном соблюдении юридических норм можно говорить...

При откровенном оскорблении нужно занимать принципиальную позицию — и обществу, и правоохранительным органам в частности. Закон есть закон, и тот, кто его не исполняет, должен быть наказан. Возможно, необязательно первый раз выписывать максимальный штраф. Иногда хватает и беседы, но если уговоры не действуют — надо наказывать рублем. В России действует закон, который обязывает соцсети находить и блокировать посты с незаконным контентом. Согласно документу, соцсети, которые за сутки посещают более 500 тысяч пользователей, обязаны лично проводить мониторинг контента. В законе отдельно говорится о запрете на материалы, содержащие нецензурную брань.

К сожалению, в молодежной культуре употребление бранных слов нередко воспринимается как позитивная черта, признак современности, нахождения в тренде. А блогеры для многих самые очевидные претенденты на популяризацию культуры языка. Сегодня некоторые известные личности используют в общении мат, песенный жанр им перенасыщен. Взять, к примеру, творчество того же Моргенштерна. Он известен циничными песнями, сквернословием и эпатажными выходками. Естественно, подростки начинают подражать таким исполнителям. Возникает резонный вопрос: если им это можно делать на большой сцене и на экране, то почему мне нельзя в реальной жизни?

Родители должны следить за тем, чем интересуются и увлекаются их дети, а как альтернативу предлагать контент юных блогеров, которые образовывают и принципиально не используют мат и пропаганду вредных привычек в своих роликах.

При этом ребенок, ежедневно слышащий, как его родители не выбирают выражения, обязательно воспримет эту ситуацию как норму. И уже привычно будет сквернословить везде и всегда. И что самое печальное, передаст этот «навык» своим детям. 

В обществе должна сложиться установка: ругаться немодно и неправильно. Проблемой использования нецензурной лексики среди молодежи взволнована и Белорусская православная церковь. Для борьбы с бранными словами в обществе священнослужители совместно с психологами и педагогами подготовили духовно-просветительскую программу «Чистота слова — чистота души», ориентированную на разные возрастные группы. Круглые столы, флешмобы, конкурсы, концерты, выставки в соцсетях рассказывают о вреде сквернословия и напоминают про общепринятые нормы поведения. Программа будет носить постоянный характер и охватит все регионы страны. Также планируется ввести темы по профилактике ненормативной лексики в программу факультатива «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». 

На мой взгляд, сдвинуть проблему с мертвой точки поможет осознание каждым из нас, что ненормативная лексика не украшает речь, а, как сорняки, засоряет ее. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter