Покупатель прав. Всегда

«Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит!..»

«Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит!..» Время блата и длинных очередей, тонко переданное в сатирическом монологе Аркадия Райкина, к счастью, забывается. На прилавках сегодня достаток и разнообразие. Только покупай! Главный в современной торговле не заведующий складом, а потребитель. За его деньги борются магазины шаговой доступности, супер– и гипермаркеты, торговые центры, дискаунтеры, интернет–продавцы... Формы торговли, появившиеся на Западе, распространились и в Беларуси. Но можно ли утверждать, что в этой сфере мы уже достигли мирового уровня?


Накануне Дня работников торговли, который отмечается 25 июля, мы с министром торговли Валентином ЧЕКАНОВЫМ анализировали достижения и недостатки розничной и оптовой сети, конкурентоспособность белорусских товаров и способы их продвижения.


— Валентин Сергеевич, прежде всего хочу поинтересоваться, что у нас с розничным товарооборотом? В первые кризисные месяцы средний магазинный чек серьезно «похудел». Сейчас население покупает больше?


— Судите сами. За I полугодие 2010–го розничный товарооборот увеличился на 15 процентов по сравнению с январем — июнем 2009–го. Таким образом, мы уже вышли на утвержденные на этот год параметры: 114 — 115 процентов.


— И проблема разгрузки складов решается?


— Знаете, у предприятий, которые выпускают востребованную продукцию, проблем c реализацией, как правило, не возникает. И кризис они пережили сравнительно безболезненно.


Но, безусловно, многое в разгрузке складов зависит от торговли. От умения грамотно предложить продукцию населению. И мы насколько возможно содействуем реализации товаров наших производителей. Применяем так называемые активные методы продаж. Кроме того, для снижения запасов в промышленности мы постоянно инициируем распродажи того, что не реализовано в сезон. Расходы на уценку изготовители и организации торговли берут на себя поровну.


— Могли бы вы привести конкретный пример успешного взаимодействия торговли и белорусского производителя, для которого «склад» — острая проблема?


— Пожалуйста, Оршанский льнокомбинат. Наше министерство активно сотрудничает с этим предприятием. И в том, что расширился ассортимент выпускаемых тканей, постельного и столового белья, одежды изо льна, есть и заслуга торговли. Как, полагаю, и в том, что на Оршанском льнокомбинате за первое полугодие 2010–го сокращены остатки бытовых льняных тканей на 2 млн. погонных метров...


— Валентин Сергеевич, а насколько активно сегодня продвигают товары сами производители?

 

— Я бы выделил предприятия мясо–молочной, плодо-овощной продукции, табачных изделий. Некоторых производителей непродовольственных товаров, например, телевизоров и СВЧ–печей. С ними легко работать. Потому что они выпускают конкурентоспособную продукцию и активно продвигают ее на внутренний и внешние рынки. Понимают важность развития маркетинговых служб и рекламного обеспечения. По нашей информации, в I квартале этого года отечественные предприятия, которые действительно заботятся о своем имидже, увеличили расходы на рекламу, проведение рекламных акций и игр в среднем на 24 процента. Результат: динамичный рост продаж.


Но есть и противоположные примеры. Когда производители, заключив договор поставки, даже не интересуются, как продается их продукция. И в ценовой политике им явно не хватает гибкости. Вы бывая за рубежом, думаю, видели, как там проходят распродажи уцененной, залежавшейся продукции?


— Да. И всегда задаешься вопросом, почему у нас нет таких распродаж? Особенно по тем товарам–неликвидам, которые годами лежат на прилавках и складах.


— Резонный вопрос. За рубежом корзины стоят в магазинах с удешевленной одеждой, обувью. Покупай не хочу. У нас же некоторые производители будут упорно держать продукцию, замораживать оборотные средства, но не уступят ни рубля.


— Валентин Сергеевич, давайте перейдем здесь к теме импортозамещения. Насколько известно, доля белорусских товаров на наших прилавках превышает 70 процентов...


— Верно, в структуре товарооборота торговых организаций отечественная продукция занимает 77,1 процента.


— Это немало. В то же время стоит задача увеличивать реализацию белорусского. Однако цена–качество, имидж в глазах покупателей некоторой нашей продукции объективно уступают импорту. Как соблюсти баланс между стремлением сберечь валюту и желаниями потребителя?


— Минторг работает и будет работать над тем, чтобы белорусские товары были представлены на прилавках максимально широко. Кстати, по некоторым позициям агитация «Купляйце беларускае!» уже не требуется. Например, в магазинах реализуется белорусских бельевого трикотажа, чулочно–носочных изделий, телевизоров почти 90 процентов. Почти на 100 процентов внутренний рынок обеспечивается отечественными колбасами, сахаром, мясом и птицей, животным маслом...


Но надо признать: отечественная промышленность еще не полностью удовлетворяет потребность населения в отдельных товарах. Без импорта сегодня не обойтись. Моя принципиальная позиция: у покупателя должен быть выбор. И наша совместная с промышленностью задача не навязывать, а предложить альтернативу.


— Что имеется в виду?


— Речь о выпуске белорусской продукции, не уступающей по качеству и цене импортной. Ежегодно мы разрабатываем и направляем отраслевым министерствам, концернам, предприятиям перечень тех товаров, производство которых целесообразно освоить в Беларуси. И как видите, на наших прилавках появляется новая продукция, которая не уступает зарубежной. Это, например, печи–СВЧ, LCD–телевизоры, DVD–проигрыватели, кондитерские, макаронные изделия и многое другое.


Кстати, об импортозамещении. Недавно у меня на личном приеме был директор частного предприятия. Оно поставляет импортные аксессуары для мужчин. Директор пришел с просьбой оказать содействие в реализации. Я предложил поставить вопрос несколько иначе. Почему бы не организовать совместное производство в Беларуси? Министерство торговли готово поддержать такой проект. Я думаю, в выигрыше окажутся все: и иностранные партнеры, и частное предприятие, и главное — наши покупатели.


— Валентин Сергеевич, а как, по вашей оценке, повлияет на наш потребительский рынок Таможенный союз?


— Товары, произведенные в России и Казахстане, теперь получают свободный доступ в Беларусь. Это, безусловно, обострит конкуренцию. Конечно же, в новых условиях Министерство торговли будет принимать меры, чтобы сохранить стабильность и сбалансированность внутреннего рынка. Но понятно, нашим предприятиям не стоит уповать на какой–то административный ресурс. Чтобы удержать позиции на рынке, им придется постоянно совершенствовать качество, выстраивать гибкую ценовую политику. А белорусские покупатели от нарастающей конкуренции, считаю, только выиграют.


— Хотелось бы затронуть в нашей беседе и работу оптового звена. В последнее время подчиненные Минторгу государственные базы подвергаются критике...


— Следует признать, она заслуженная. Многие наши базы застряли в советском прошлом. Поэтому ставим задачу вывести опт на современный уровень. Будем создавать оптово–логистические центры, располагающие новейшими технологиями. Они позволят эффективно сочетать складские, экспедиторские и транспортные функции... Нам, безусловно, необходимо как можно шире внедрять электронные методы оптовой торговли. Они значительно снижают издержки, связанные с куплей–продажей. Хорошая иллюстрация — деятельность Белорусской универсальной товарной биржи.


— Валентин Сергеевич, мы с вами обсуждаем ситуацию на внутреннем рынке. А как обстоит с экспортом? Президент как–то образно отметил, что все Правительство должно работать в режиме Министерства торговли. Я так понимаю, в отношении вашего министерства это требование следует возводить в квадрат?


— Пожалуй, вы правы. Минторг — координатор создания товаропроводящей сети за рубежом. Мы сегодня активно идем на те рынки, которые раньше казались недосягаемыми. Я говорю о странах Африки, Азии, Латинской Америки. В январе — марте 2010–го в 30 зарубежных государствах действовали 269 субъектов товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями. Через них осуществлялась четверть экспорта страны. Конечно, это не предел, не потолок. Сейчас, например, работаем над созданием торгового дома в Венесуэле. Прорабатываем другие направления.


Чтобы продвигать продукцию за рубежом, используем также площадки крупных международных выставок. На «ЭКСПО–2010» в Шанхае белорусский павильон посетило уже более 2 миллионов человек. Я думаю, это работает на нашу страну: повышает узнаваемость наших брэндов и интерес иностранных инвесторов к Беларуси.


— Валентин Сергеевич, напоследок давайте опустимся с макро– на микроуровень. Вас как покупателя устраивает наша торговля?


— В начале беседы я упомянул цифру: розничный товарооборот в I полугодии вырос на 15 процентов. Однако покупатели судят о работе торговли не по статотчетам. Вы правильно ставите вопрос. Все мы, независимо от званий и чинов, ходим в магазины. И каждому важно, чтобы его приветливо обслужили, помогли выбрать необходимый товар. Скажу откровенно, не всегда продавцы внимательны и тактичны, не всегда они досконально знают то, что продают.
Очень долго разворачивается торговля в новых микрорайонах больших городов. Человек построил квартиру, заселился, а магазина рядом нет. Чтобы купить необходимое, нужно порой не один километр пройти. Поэтому параллельно со строительством гипермаркетов необходимо уделять внимание развитию магазинов шаговой доступности. И они должны быть высокого уровня. Пока, к сожалению, многие «магазины у дома» не вызывают приятных эмоций. То грязно в них, то не соблюдается температурный режим холодильников. Бывает, товар выложен неудобно. Или не предусмотрен вход для людей с ограниченными возможностями... Все это мы видим. И поверьте, наведение порядка в торговых организациях, повышение культуры обслуживания — это предметы постоянного внимания Минторга и местных властей.


— Спасибо за интервью. С наступающим вас праздником! Ваши пожелания коллегам.


— Здоровья и семейного счастья! Чтобы мы еще лучше обслуживали своего покупателя. С улыбкой встречали его — не только в праздник, каждый день. Чтобы как можно меньше нареканий было на нашу работу и как можно больше положительных отзывов в книгах замечаний и предложений. Ведь от настроения, с которым человек уйдет из магазина, очень многое зависит.


Справка «СБ»

 

Доля торговли и общественного питания в ВВП страны составляет 11,8 процента. Это второй показатель после промышленности. В отрасли занято 642,2 тыс. человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter