Международный поэтический марафон в Бресте стал культурным выстрелом уходящего года

Поиск чуда в обыденном

Невероятно, но факт: поэтический форум в Бресте собрал тысячи просмотров 

Еще в конце октября ни о каком поэтическом фестивале в Бресте речи не шло. А в декабре он взорвал культурное пространство города. Марафон «Междуречье» собрал полный зал слушателей и почти 18 тысяч просмотров в прямой трансляции. 

Старт фестивалю дал брестский поэт, прозаик и журналист Владимир Глазов. Областная библиотека имени Горького предоставила площадку. В марафоне участвовали два десятка повелителей рифм — от молодых дарований до маститых виртуозов. Поэтам удалось держать публику от начала и до конца. Зал был полон и под занавес. Размышления в рифмах звучали на русском, белорусском и украинском языках. В идеале, отмечает Владимир Глазов, хотелось бы услышать еще и польских авторов, но это уже задел на будущее. Кстати, в Бресте ниша постоянного поэтического фестиваля доселе не была занята. А «Междуречье» влилось аккурат между сентябрьским театральным фестивалем «Белая вежа» и «Январскими музыкальными вечерами».

Организатор феста поэт Владимир Глазов

Марафон доказал: поэзия все еще вызывает у публики интерес. Это при том, что сегодня, кажется, с учетом интернета и соцсетей сочинителей стало больше, чем читателей. Впрочем, авторы «Междуречья» готовы с этим поспорить. У Ирины Карениной, поэта, журналиста, свой взгляд:

— Появились сотни тысяч считающих себя писателями без каких‑либо на то оснований. Точно так же каждый, умеющий подобрать три аккорда, сейчас объявляет себя композитором. Попросите его сочинить концерт для фортепиано с оркестром — как думаете, справится? Вот и литература — область, требующая специального образования и навыков. А поэзия — высочайший способ бытования языка, и даром здесь ничего не дается, с потолка ничего не падает. 
Марафон доказал: поэзия все еще вызывает у публики интерес. Это при том, что сегодня, кажется, с учетом интернета и соцсетей сочинителей стало больше, чем читателей. 
В наши дни стихи пишутся на те же темы, что и сотни лет назад. Поэт Евгений Бесчастный, родившийся в Севастополе, живший в Бресте, а ныне — в Питере, о своем творчестве говорит емко:

— Пишу об окружающем мире, о городах, о конечности всего. Словом, о том же, о чем и все. Поэзия — это поиск чуда в обыденном. Чуда личного и одновременно общемирового. 

Его дополняет брестский автор Василий Борисюк:

— Думаю, что у каждого самая главная тема в творчестве — это собственные отношения с окружающим миром, поиск в нем своего места, своей роли, а также попытки поместить идеи, события, людей, явления в свою систему координат.

Читает Ксения Галицкая

И здесь, продолжает Евгений Бесчастный, важна не тема, а угол зрения. Можно написать шедевральный сонет о том, как ты чистишь картошку и, наоборот, «размазню о высоком». В поэзии вообще скрыт механизм, который приводит ее в действие, поэтому хорошие стихи вырастают из мелочей. Когда начинаешь говорить громко о громких вещах, получается публицистика. 

Отсюда и неугасающий интерес к настоящей поэзии. Правда, сами авторы сходятся во мнении, что процент ее ценителей невысок. Но и сама поэзия, считает Евгений Бесчастный, переживает не лучшие времена:

— Она как бы вырождается, как одичалый сад, который перестали возделывать. Утратила тот авторитет, которым пользовалась еще 50 лет назад. В самой поэзии произошло падение авторитетов. Настоящих писателей стало, я думаю, меньше, чем обычно. Мы живем в мире симулякров, в мире имитации, в мире, который пародирует сам себя, ускорившись и потеряв в глубине. А поэзия — это углубление в мир. Поэт пытается копнуть глубже, но натыкается на твердое зеркальное дно с чьим‑то обобщенным отражением. 

Поэт, прозаик, фотограф, путешественник Алесь Поплавский с Евгением солидарен:

— Это касается искусства в целом. Оно сегодня в большинстве своем ненастоящее, упрощенное, примитивное, доступное всем. А то, что доступно всем, не нужно никому. Для меня это время фейковых произведений. Настоящих творцов можно пересчитать по пальцам.

Правда, Евгений Бесчастный все же приводит исключения: 

— Есть поэты, которые действительно неплохо зарабатывают, продавая сборники стихов, выступая. В Украине хороший пример — Сергей Жадан. В России — Вера Полозкова. Это те люди, которые, сохраняя высокое качество поэзии, умудряются зарабатывать хорошие деньги. Им удалось сделать имя, выйти за рамки литературного мира и проникнуть в массовую культуру. То есть заработок им обеспечивает их «бренд».

И вот здесь, мне кажется, феномен нашего времени. Читатель, даже тот, кто ценит хорошие стихи, не всегда готов отблагодарить поэта звонкой монетой. Поэт, зная это, сам отдает порой последние деньги, чтобы поделиться с публикой частью души. В итоге создается некое взаимное притяжение и рождаются на чистом энтузиазме вот такие «Междуречья». При этом, говорит Владимир Глазов, читатель выживает, а поэт живет:

— Вернемся к «Пока не требует поэта»… Мы все поставлены в ситуацию «в поте лица хлеб свой»… И еще: «Жизнь прожить — не поле перейти». У поэта, в отличие от другого человека, есть счастливая возможность посмотреть на превратности судьбы отстраненно. И не только посмотреть, но и сказать. Отправить, так сказать, ответную вибрацию во Вселенную, Создателю или уж не знаю чему там еще.

ВЗГЛЯД ЧИТАТЕЛЯ

Иван Чайчиц, известный брестский краевед, один из зрителей фестиваля:

— «Междуречье» — это выстрел под занавес уходящего года. Словесным художественным творчеством в традиции брестской поэтической культуры XX — XXI века. Марафон дышал свободой, свободой слова и мысли. Здесь была самая настоящая поэтическая удаль. Никто не знает, будет ли еще что‑то подобное в Бресте. Мне бы хотелось, чтобы повторилось. В таком же формате. Фестиваль показал, что в Бресте может быть и высокая, а не только привычная массовая культура.

mityakov@sb.by

Смотрите репортаж поэтического форума по адресу vk.cc/absLtM

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter