ГПК: литовские коллеги пытаются переложить ответственность за несовершенство технической охраны на белорусских пограничников

Пограничный диссонанс

Литовская пограничная служба не может (или не хочет?) разобраться в своих проблемах и пытается переложить их на чужие плечи

Служба охраны госграницы Литвы зафиксировала рост количества нелегальных мигрантов. И поспешила обвинить в этом Беларусь. Будто бы мы целые самолеты, прилетающие из Багдада в Минск, после приземления пересаживаем на автобусы и везем на границу, чтобы мигранты дружной компанией перебегали в Европу. Литовские пограничники направо и налево раздают интервью местным СМИ, не стесняются в выражениях, обвиняя белорусских коллег в непрофессионализме. Оправданны ли эти выпады и как на самом деле развивается ситуация с охраной границы? К разговору мы пригласили человека, который знает все в подробностях, — Андрей Филатов, начальник первого главного управления Государственного пограничного комитета. Он в пух и прах разносит все эти заявления.


Попытка переложить ответственность

К сожалению (или к счастью), наша страна не может влиять на внешние факторы, которые способствуют незаконной миграции. Ситуация в странах миграционного риска остается напряженной, у миграционных потоков есть сезонный характер, к тому же нельзя забывать о том, что коллективный Запад наращивает санкционную политику в отношении нашей страны. Абсолютно забывая о последствиях, в том числе в деле обеспечения пограничной безопасности Беларуси. Эти и другие факторы оказывают закономерное влияние на обстановку на границе. И так было всегда. Поэтому логично, что рост числа незаконных мигрантов зафиксировали не только литовские пограничники, но и белорусские.
Так, за пять с половиной месяцев 2021 года органами пограничной службы как непосредственно на границе, так и в тыловых районах задержано более 320 иностранных граждан, которые намеревались незаконно проникнуть в страны ЕС вне пунктов пропуска, в том числе в Литовскую Республику — 234.
— Когда читаешь интервью наших коллег в других СМИ, возникает диссонанс: с одной стороны, они заявляют, что у них нет доказательств того, что белорусская сторона причастна к росту нелегальной миграции, а с другой — продолжают риторику голословных обвинений, в том числе пытаясь дискредитировать профессионализм белорусских пограничников. Возникает вопрос: с какой целью это делается? — размышляет Андрей Филатов.

Андрей Филатов.

Такие громкие заявления и перекладывание с больной головы на здоровую свидетельствуют о том, что литовская сторона просто не в силах справиться самостоятельно с охраной своих границ?

— Мы не можем с уверенностью говорить и тем более рассуждать о проблемах, существующих в пограничных ведомствах сопредельных стран, — продолжает собеседник. — Вместе с тем, судя по словам официальных лиц литовской погранслужбы, на границе со стороны Литвы есть конкретные напряженные точки. В частности, литовские заставы, участки которых в настоящее время не контролируются современными системами наблюдения. Признавая и публично заявляя об этом, литовские коллеги пытаются переложить ответственность за несовершенство технической охраны на белорусских пограничников.

Надуманные поводы

Белорусские пограничники при всей своей суровости честно заявляют: слышать от коллег подобное просто обидно. Ведь всем очевидно, что эти высказывания продиктованы исключительно политической конъюнктурой.

— На фоне происходящих событий европейские страны практически ежедневно находят надуманный повод, чтобы упрекнуть не только пограничную службу, но и другие ведомства Беларуси. Несмотря на все недобрососедские заявления, цитируемые некоторыми СМИ, хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что органы пограничной службы охраняют границу профессионально и выполняют обязательства в рамках международных договоров и соглашений с сопредельными государствами. В том числе прилагается максимум усилий для предотвращения целенаправленных и хорошо организованных маршрутов нелегальной миграции, особенно в условиях пандемии коронавируса, острой нехватки ресурсов и инженерного оборудования на границе с Литовской Республикой, — акцентирует Андрей Филатов.

А ведь до определенного момента двусторонние отношения были конструктивными. Реализовывались масштабные совместные проекты для повышения надежности охраны границы. Однако недавно ЕС приостановил все проекты международной технической помощи Беларуси, в том числе направленные на развитие технического компонента на совместном участке границы. По информации нашего пограничного комитета, такое решение в большей мере было инициировано литовской стороной. А это значит, что еще больше мигрантов сможет безнаказанно пересечь границу Евросоюза. Примечательно, что на днях в СМИ была опубликована информация о том, что для МВД Литвы выделены дополнительные 11,5 миллиона евро на охрану границы с Беларусью. К счастью, позже одумались и от этой идеи решили отказаться. Но озвученная мысль свою роль в качестве информационной бомбы сыграла.
Охраняем границу с Латвией и Литвой мы вместе уже не первый год. За это время были выработаны определенные договоренности, в которых четко прописано, кто и какой участок охраняет.
— Образно говоря, — поясняет Андрей Филатов, — на отдельных участках концентрация усилий осуществляется попеременно на территории то одного, то другого государства (как бы в шахматном порядке). С учетом изменений обстановки точки концентрации усилий могут меняться, это в том числе связано с активизацией противоправной деятельности на том или ином направлении.
И вот еще один любопытный факт. За 2016—2018 годы со стороны литовского участка органами пограничной службы было задержано более 45,3 кг наркотических средств. А за последние полтора года — уже 375 кг наркотиков. Но белорусские пограничные службы не спешат обвинять в этом литовских коллег и плакаться СМИ. Просто потому что они — профессионалы.





ФАКТ

11 июня в Вороновском районе пограничным нарядом задержаны пятеро граждан Ирака, в том числе один несовершеннолетний, пытавшихся незаконно проследовать в Литву. Группа нарушителей преодолела сигнализационный комплекс, однако к границе подойти не успела. А месяц тому в Браславском районе военнослужащими Полоцкого погранотряда выявлены сразу 25 нелегальных мигрантов, в том числе 21 гражданин Ирака, планировавших незаконно попасть в Литву.

К СВЕДЕНИЮ

Руководство Литвы совершило ошибку, когда пошло на конфронтацию с Минском, так как в результате это привело к проблеме на границе, заявил бывший литовский министр внутренних дел Гинтарас Фурманавичюс. «На мой взгляд, хорошие отношения с нашими соседями были бы наиболее полезны для укрепления безопасности границ. К сожалению, нынешнее правительство избрало путь конфронтации, поэтому единственное реальное решение осталось — увеличить количество пограничников», — цитирует Фурманавичюса Respublika. По словам политика, пример строительства стены между США и Мексикой доказывает неэффективность такой меры в борьбе с незаконной миграцией. «Когда бывший президент США Дональд Трамп намеревался построить границу на границе с Мексикой, все посмеялись над ним. Сейчас наши правители говорят о том же с серьезными лицами, хотя ясно, что такое решение не даст желаемого эффекта», — уверен экс-глава МВД Литвы.

Светлана ИСАЕНОК.

Черта интересов

Как обстоят дела на границе с Евросоюзом

Живем в интересное время. Со стороны Евросоюза то и дело приходят новости одна занимательнее другой. То пикетирующие на дорогах блокаду для въезжающих в нашу страну грузовиков устраивают, то страна-соседка объявляет о готовности построить разделительную стену, то западные дипломаты декларируют «упрощение» визового режима, предлагая белорусам пройти квест по поиску неких мидовских сотрудников, которым теперь вроде бы вменено в обязанность удаленно заниматься выдачей разрешений на въезд. Создается впечатление, что авторы подобной «информации» очень хотят быть замеченными и определенно рассчитывают на реакцию как минимум среди жителей приграничья.

Протест для картинки

По дороге из агрогородка Пограничный на пункт пропуска заворачиваем в придорожный магазин. Приветливая продавщица с удовольствием включается в разговор о современных реалиях. Шутка ли — их местечко недавно было в центре внимания благодаря пикетам на польской стороне, участники которых якобы не пропускали фуры в Беларусь. Внезапно она фыркает:

— Знаем мы эти «акции». Заходил к нам один дальнобойщик, из наших, белорусов. Рассказывал, остановили его на дороге люди и просят: вы, мол, постойте немного, а мы сфотографируем, как будто мы вас не пускаем. Парень не согласился и поехал дальше.

Не заметили каких-либо изменений в плотности потока грузовиков и на самом пункте пропуска «Берестовица». Работа здесь шла в привычном интенсивном ритме. Количество груженных товаром фур, въезжающих в нашу страну, сегодня настолько велико, что отдыхать не приходится ни пограничникам, ни таможне.

Дальнобойщик Павел, следующий из Нидерландов в Россию по территории нашей страны, дает высокую оценку работе белорусских таможенников. Из-за огромного количества желающих въехать в Беларусь ему пришлось дожидаться оформления почти полсуток. Но, говорит, без должного уровня организации и дисциплины, которые демонстрируют инспектора таможенного поста, ему пришлось бы ждать намного дольше.

Они с плакатами ходят — мы работаем

Не почувствовали негативных изменений и таможенники. Об этом рассказал начальник таможенного поста «Берестовица» Игорь Степанчук:

— Мы наблюдаем рост грузоперевозок. Работаем с максимальной нагрузкой. Доведенные нормативы — 500 грузовых автомобилей в сутки — выполняются и перевыполняются. С представителями сопредельной стороны взаимоотношения и взаимопонимание на высоком уровне. Накануне выставления пикетов на польской стороне мне позвонил начальник сопредельного таможенного поста «Бобровники» и сообщил о планируемой акции с перекрытием дороги, заверил, что со стороны его ведомства работа будет вестись в обычном режиме. В итоге никаких изменений в интенсивности движения мы не почувствовали. Приезжающие водители рассказывали, что на польской стороне стоят палатки, ходят люди с плакатами, но движение никто не блокирует.
Тем временем на территории пункта пропуска «Берестовица» полным ходом идет работа по созданию максимально комфортных условий для водителей. Оборудуется стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, модернизированы локально-вычислительные сети и системы видеонаблюдения. Все мероприятия направлены на сокращение времени и безопасность прохождения границы.
Катерина ЧАРОВСКАЯ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter