Уникальный транспортный проект запустили в Пуховичском районе

Поезда полетят по воздуху

Только представьте: время в пути между городами будет занимать считанные минуты. Звучит интригующе. Напоминает сюжет фантастического кино. В это трудно поверить, но нечто подобное может появиться у нас. В Пуховичском районе стартовал проект “Небесная дорога”. 



Окраина Марьиной Горки. Здесь когда-то был военный полигон. Изрытую техникой и заросшую бурьяном территорию в 35 гектаров летом привели в порядок. 

На площадке кипит работа. Экскаватор ковшом черпает грунт. Строители убирают опалубку с фундамента. Его подготовили для первой анкерной станции. Скоро в небо устремится необычное сооружение — между опорами натянут мощные струнные рельсы. Именно по ним помчатся на огромных скоростях легкие вагоны. 

Если все пойдет по плану, к концу следующего года под Марьиной Горкой появится двухуровневый ЭкоТехноПарк из трех трасс: грузовой и городской длиною по одному километру и 15-километровой междугородной высокоскоростной. Главная фишка в том, что они будут над землей — на высоте нескольких метров. 

От дизайн-проекта захватывает дух: прозрачные капсулы-вагоны можно собирать в целые поезда. Причем перевозка пассажиров — это еще не все. Струнный транспорт может выполнять и другие задачи: доставку руды из карьеров, транспортировку угля, нефти. Предполагается, что скорость в городе достигнет 150 км/ч, за его пределами — 500 км/ч. 



Чуть дальше от строителей работают агрономы. Оказывается, под мчащимися вдаль вагонами можно будет смело пасти коров, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу. Поэтому первый уровень ЭкоТехноПарка будет представлять собой зеленую зону. 

Пустырь уже засадили первыми деревьями, на очереди газон, затем фруктовый сад, кустарники, цветы. Всего 53 вида растений. Тут же и два искусственных водоема. 

Генеральный конструктор проекта и доктор технических наук, он же директор ЗАО “Струнные технологии”, которое занимается строительством, Анатолий Юницкий говорит, что технической и научной экзотики здесь нет. Наоборот, система основана на всем известных и уже опробованных материалах и технологиях.

— А кто будет управлять транспортом? — теряюсь в догадках. 

— Электроника, — отвечает Анатолий Эдуардович.

Каждый подвижной состав — это умная машина со своим интеллектом. Если, например, на воздушных рельсах вдруг появится небольшой предмет, она его непременно заметит и остановится, продолжает Юницкий:

— Система автоматически обнаружит даже спичечный коробок. Более того, оценит, представляет объект опасность или нет. 

“Небесная дорога” — уникальный проект,
уверен инженер-геодезист Сергей Лосев.

Кстати, по своим характеристикам струнной транспортной системе абсолютно не страшны перепады температур, сильные порывы ветра. Ей не грозят деформации на швах и стыках, поскольку их не будет вовсе — только длинная рельсовая нить. Автор проекта утверждает: такая высокоскоростная трасса в эстакадном исполнении будет стоить от трех миллионов долларов за километр, в то время как эстакада автомобильная, железнодорожная, монорельсовая, с магнитной подушкой — от ста миллионов долларов.

Над своим ноу-хау Анатолий Эдуардович работал более 40 лет. Изобретателю хотелось создать не просто инновационный, но и экологически чистый транспорт. И это ему удалось. Доказательство — евразийские, а также зарегистрированные в России и Беларуси патенты. Проектом заинтересовались. Деньги в необычную задумку вкладывают частные инвесторы. Стоимость ЭкоТехноПарка, который появится под Марьиной Горкой, оценивается примерно в 300 миллионов долларов.

Разработчики надеются, что “Небесная дорога” заинтересует людей и сюда потянутся туристы. В первую очередь деловые, говорит Анатолий Юницкий:

— Приехав в Марьину Горку, заказчики смогут увидеть наш транспорт в деле, оценить все его недостатки и преимущества. А простые граждане — отдохнуть, полюбоваться природой с высоты.



В самом городе уже два месяца только и говорят что о машинах, которые двигаются по воздуху. Пенсионерка Мария Ивановна не скрывает волнения:

— Для меня как для пожилого человека это что-то невероятное! Хотя разве мы могли когда-то предположить, что телефоны будут меньше ладони и мы сможем не только слышать собеседника, но и видеть его?

В минском офисе ЗАО “Струнные технологии” работает 120 человек. Примерно сто из них — инженеры и конструкторы.

В кабинете Анатолия Эдуардовича очень много книг, в основном научных, среди которых есть и его труды. На столе — проекты. Над ними он трудится буквально круглые сутки. Спит всего по четыре часа. А сейчас дел у изобретателя стало еще больше: надо возводить опоры, налаживать производство небесных эстакад, автоматизированных систем управления и безопасности, решать вопросы с инвесторами. Поэтому, скорее всего, на зиму стройку не заморозят. Времени не так уж и много — всего год. Но Юницкий уверен:

— Успеем! Лед тронулся — это главное. А планы у нас грандиозные — вывести уникальную транспортную технологию на мировой рынок. 

МНЕНИЯ

Геннадий Пастушков, доктор технических наук, профессор:

— Струнный транспорт неоднократно проходил испытания в России. Все его технологические преимущества, насколько мне известно, подтверждены теоретически, в том числе и скорость. 150 км/ч — это действительно реально, а вот насчет 500 км/ч есть некоторые сомнения. Возможно, к этому и придут, но точно не сразу. Хотя есть сейчас в мире скорости и повыше. Конкуренция огромна. А значит, на практике нужно будет показать, чем отличается белорусская технология от других и почему именно ее должны купить.

Анатолий Михальченко, кандидат технических наук, доцент:

— Струнные технологии — это вполне реальная разработка, которая может быть воплощена в жизнь. Более того, есть информация, что нечто подобное уже построено в Китае. Там такой транспорт, конечно, актуален: население большое и его надо обеспечить транспортными коммуникациями. У нас население в разы меньше. Поэтому я несколько сомневаюсь в том, смогут ли дальше у нас развиваться струнные дороги. Масштабы все-таки нужны побольше. Сам проект, на мой взгляд, может быть реализован. Никакого подвоха не вижу. Большой плюс и в том, что этот комплекс останется в нашей стране. Что же касается всех технических характеристик, а также экологической безопасности, то вывод сделаем уже после строительства, когда увидим все это на практике. 

Чем удивляют мир изобретатели?


 Гиперпетля. Ультрабыстрый транспорт, работающий на солнечной энергии. Напоминает стальную трубу с алюминиевыми капсулами, которые будут двигаться со скоростью более 1200 километров в час. Постройка гиперпетли в США будет стоить минимум 70 миллиардов долларов. Вероятно, именно поэтому проект все еще на бумаге.

 Суперранец. Реактивный рюкзак работает на воздушных винтах малого диаметра. Его максимальная скорость — 74 километра в час. С ним можно взлететь на высоту 900 метров. Разработчик новозеландец Гленн Мартин заявил, что ранец почти готов для коммерческих продаж.

 Машина в сумке. Транспорт размером с планшетный компьютер и весом с ноутбук очень похож на скейтборд. Четырехколесное устройство работает на электромоторе. Максимальная скорость — 10 км/час. Трех часов подзарядки хватает на 12 километров пути. Разработка принадлежит 26-летнему японцу Куниако Саито.

 Ультракапсула. Авиапассажиров в лондонский аэропорт “Хитроу” доставляют “капсулы”, едущие без водителя. Управляются они с помощью лазерного луча. Скорость не превышает 40 км/ч. Каждая “капсула” может вместить четырех пассажиров. Для того чтобы попасть в место назначения, пассажиру нужно набрать информацию о рейсе на специальном терминале.

sydas@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter