Вместо антидопинговой революции мир рискует получить спортивного монстра

Срок негодности

Мировые антидопинговые процессы с течением времени все больше напоминают хорошо срежиссированную постановку, сценарий и финал которой весьма далеки от изначально заявленных высоких целей. Убедиться в этом в очередной раз заставил состоявшийся в Лозанне Олимпийский саммит, вопреки революционным анонсам завершившийся решением помочь Всемирному антидопинговому агентству деньгами.


Вообще, функционерам ВАДА во главе с Крейгом Риди нужно отдать должное. Мастерство лавирования в потемках спортивных кулуаров у них отточено до совершенства, а они сами способны дать фору большинству политиков. Еще два месяца назад мировое антидопинговое движение находилось на грани коллапса. ВАДА открыто «бодалось» с Международным олимпийским комитетом. Объективность и весомость результатов «антироссийского» расследования, равно как и используемые агентством методы, вызывали уйму споров и противоречий. А в ходе состоявшейся накануне самой скандальной из Олимпиад — в Рио-де-Жанейро — сессии МОК руководители спортивных подразделений и организаций в один голос говорили о неэффективности, предвзятости и коррумпированности антидопинговой системы, соглашаясь с предложением главы МОК Томаса Баха о необходимости радикального реформирования взявшейся рулить мировым спортом коммерческой структуры (коей и является по своей сути ВАДА). 

Сложно сказать, что имел в виду Бах под «радикальным реформированием», но очевидно, что минувшие два месяца гораздо полезнее провели функционеры из ВАДА. В результате самым решительным шагом, предпринятым по итогам саммита, стала передача полномочий о вынесении решений в отношении сдавших положительные допинг-пробы спортсменов от международных федераций арбитражному суду. Как было заявлено, этот ход позволит сделать эти самые решения более объективными, а заодно исключить конфликт интересов, когда федерациям приходилось отстранять своих же спортсменов. Однако очевидно, что, во-первых, суду теперь придется сильно думать, как справляться с обрушивающимся на него валом допинговых дел, а во-вторых, возможности обжаловать решения у атлетов, судя по всему, уже не будет. В остальном итоги заседания можно смело относить к успехам ВАДА.

Так, например, стремление «отвязать» антидопинговые расследования от мировых спортивных структур вылилось лишь в создание нового подразделения: раньше этим занимались национальные антидопинговые агентства и международные федерации по видам спорта. Но при этом новая структура все равно будет входить в состав ВАДА, что выглядит очередным шагом к монополизации агентством всех антидопинговых процессов. Особенно в свете того, что МОК еще только предстоит определить механизмы контроля за деятельностью самого агентства. Самое интересное, что создание и функционирование новой структуры, на плечи которой ляжет весь ранее распределенный по федерациям груз ответственности за проведение контроля, потребуют серьезного увеличения денежных вливаний, которое саммит МОК единогласно поддержал. Причем впервые в истории подобных совещаний и на фоне того, что и без дополнительных «бонусов» бюджет антидопинговой организации сегодня составляет почти 30 миллионов долларов. 

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 195 (25077). Вторник, 11 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter