Подход с умом

Красная нить программы социально–экономического развития на следующую пятилетку — инновации...

Красная нить программы социально–экономического развития на следующую пятилетку — инновации. Логика очевидна: не имея собственных металлов и углеводородов, в своем развитии мы должны опираться на человеческий потенциал. Проще говоря, на собственный интеллект. Опыт многих стран показывает, что это очень эффективный путь.


Хоть и далеко не простой.


Пока же обращает на себя внимание то, что ресурс этот используется слабо. Наукоемкость ВВП находится на уровне 0,8 процента, в то время как в странах Евросоюза — 2 — 3 процента. Где пробуксовка и каких инструментов не хватает? О стратегии движения к экономике знаний вчера шла речь в Овальном зале. Депутаты, сенаторы, члены Правительства, ученые провели парламентские слушания на тему инновационного развития.


Первый острый вопрос — недостаток законодательного арсенала. Как отметил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, «сегодня действует более 50 нормативных правовых актов различного уровня, однако они носят разрозненный характер». Необходимо уйти от рамочных формулировок и отсылочных норм. Нужна система. В основу ляжет закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Его проект в ближайшее время поступит на рассмотрение Парламента. Обращаясь к депутатскому корпусу, председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович попросил «не ослаблять формулировки документа», а даже «добавить стимулов для развития». Например, снизить для предприятий, выпускающих инновационную продукцию, налог на прибыль до 10 процентов, повысить роль конструкторов и технологов, либерализировать ценообразование и систему оплаты труда. «Складывается же пока так, что если ученый не вышел на результат, то он должен вернуть государству все до копейки, — приводит пример Михаил Мясникович. — А если есть эффект, то никаких бонусов не получает».


Вопрос еще и в том, как внедрить научные разработки и новые технологии в экономику. Председатель президиума НАН посетовал, что Парк высоких технологий разрабатывает сложнейшее программное обеспечение для самых именитых мировых корпораций. А вот наши банки и таможня используют импортный софт. «А ведь кто знает, что там «прошито»? — задал технический вопрос Михаил Мясникович. — Это же наша безопасность». Не логичный ли это укор ПВТ? Об этом я спросила у его руководителя Валерия Цепкало. «Мы готовы произвести любой IT–продукт. Но это всегда решение заказчика. Почему он выбирает иностранное? — парировал Валерий Цепкало. — Не все наши руководители пока даже понимают, что такое информационные технологии и зачем они нужны». Но те, кто понимает, выгоду ощущают в реальных денежных единицах. И не только предприятию. Эффективное управление производством, оптимизация работы с персоналом, оптимизация продаж дают рост всего ВВП.


Один из факторов конкурентоспособности экономики — эффективность. Например, если в США миллион машин выпускает 30.000 человек, а в Японии столько же машин, но 20.000 человек, то японская автоиндустрия значительно выигрывает. «Поэтому и не обойтись в инновационной экономике без роли государства, — считает директор администрации Парка высоких технологий. — Его задача как раз в создании таких условий, чтобы люди, которые будут высвобождаться, вливались в другие производства и давали новый продукт».


Тема многогранна. Путь к экономике знаний можно преодолевать, образно говоря, на скоростном экспрессе, а можно на электричке. Все зависит от того, на что настроен каждый. Но хотелось бы все–таки быстрее. Мир–то на перроне ждать не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter