Подъемная сила

За три года лифтами и подъемниками в столичном метрополитене воспользовались более 540 тысяч человек...

За три года лифтами и подъемниками в столичном метрополитене воспользовались более 540 тысяч человек

Несколько раз наблюдала довольно странную картину. Из лифтов метрополитена предприниматели выкатывали тележки, груженные чипсами, газировкой, шоколадками… Де­ло понятное, у них там внизу торговля, блинные и все такое прочее, но разве эти подъемные механизмы для них? Пользуются ли ими инвалиды и престарелые, для которых они, собственно, и построены? А если нет, то почему? Задавшись этими вопросами, я спустилась в подземку и начала свое маленькое расследование.

Каждому — по возможностям?

Через Белорусское общество инвалидов я связалась, а позже и встретилась с Натальей Аверченко, чтобы подробнее узнать о трудностях, с которыми сталкиваются колясочники в транспорте.

Наталья — одна из тех, кто не падает духом, не замыкается в себе и ведет активный образ жизни. Она получает награды в состязаниях по шашкам, городкам, дартсу. Не сидит днями дома — работает бухгалтером, а следовательно, активно пользуется общественным транспортом.

— На коляске можно ездить только по улице или, на худой конец, в автобусе. В метро я спускаюсь только на костылях. Работаю недалеко от станции метро «Парк Челюскинцев», а живу возле «Площади Ленина». Однако ни на одной из этих станций нет подъемников и лифтов, — делится со мной Наталья. — Там и на костылях непросто. Если же ехать на коляске, придется все время кого-то просить о помощи, унижаться, выслушивать раздраженные монологи. Нужно, чтобы кто-то меня переносил через лестницы, заносил в вагон и назад. А ведь не все соглашаются помочь — приходится ждать. Порой долго.

Сегодня в столичном метро действуют 25 станций, из них только 6 оснащены лифтами и наклонными лестничными платформами. Это «Уручье», «Борисовский тракт», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная Горка» и «Могилевская». Именно поэтому посетителей метро с ограниченными возможностями не так много. Допустим, можно с комфортом сеcть на станции «Спортивная», а как выйти на «Академии наук»? И это не говоря о том, что на «Купаловской» нужно сделать пересадку…

Вояж на трех ногах

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Твердо решив испытать на себе все трудности передвижения в метро людей с ограниченными возможностями, я отправилась в пункт проката. Арендовать на сутки костыли было делом пяти минут…

Утром, около 8.00, я была возле станции метро «Спортивная». Надежда на то, что на поверхности будет лифт, который спустит меня ко входу в метро, не оправдалась. Пришлось ковылять на костылях по лестнице, прилагая все больше и больше усилий с каждой ступенькой. Несколько раз неудачно ставила костыли и едва не падала. Мое спасение было в том, что перебинтованная нога здорова: в случае опасности я могла на нее уверенно стать.

Спустившись в вестибюль и оплатив проезд, я поинтересовалась у работников станции о наличии лифта и его месторасположении. Мне указали направление. Доковыляла до спасительной кнопки вызова и сразу обратила внимание на висящее рядом объявление: в нем указано время работы лифтов и наклонных лестничных платформ. Признаться, не ожидала, что оно будет настолько отличаться от режима работы самой станции. На деле оказалось следующее: пользоваться подъемной техникой нельзя по будням с 22.30 до 7.30, а в выходные и праздничные дни — с 17.00 до 9.30. Непонятно, почему, потратив столько средств на строительство и введение в эксплуатацию лифтов и наклонных лестничных платформ для колясок, их нельзя загрузить на 100 процентов?

С комфортом спустилась прямо к поезду и подумала: как здорово было бы установить такие лифты на каждой станции. Ими смогли бы пользоваться не только инвалиды, но и пожилые люди, те же мамочки с колясками.

Со «Спортивной» я переехала на «Кунцевщину». План действий был такой: подняться на поверхность с одной стороны, пройти до другого входа в метро и продолжить путешествие. Что, в принципе, я и сделала. Огорчало одно: чтобы добраться до лифта, необходимо преодолеть не один лестничный пролет. На финише сил у меня оставалось все меньше, а руки болели все сильнее.

Следующая станция — «Каменная Горка». Со знанием дела жму кнопку лифта. Рядом со мной «подъемной силы» ожидает бабушка с палочкой. Как оказалось, у нее больные ноги, и возможность подъехать наверх — большая удача.

Вот я и на поверхности. Три станции метро позади. Удивило одно: ни работники метрополитена, ни простые прохожие ни разу не предложили своей помощи. Может, стоило настойчивее просить?

Один на миллион

С непривычки я порядком устала и заработала несколько синяков, но решила продолжить подземное путешествие вечером. В 19.00 отправилась на станцию метро «Могилевская». Как и утром, продолжала ловить на себе взгляды прохожих. Они разглядывали меня, наблюдали за тем, как спускаюсь с лестницы. Специально никого не просила о помощи — хотела посмотреть, найдутся ли те, кто добровольно ее предложит. Увы, не нашлось.

На станции «Борисовский тракт» мне пришлось попотеть! Обпрыгала на костылях всю станцию в поисках лифтов, но их там не оказалось. На этой станции только наклонные лестничные платформы. То есть людям с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые обходятся без колясок, пожилым людям и мамочкам с детьми приходится выбираться на поверхность самим, впрочем, как и на большинстве станций минского метро. Но, вот чудо! Именно здесь ко мне подошел мужчина и абсолютно искренне предложил свою помощь. Скажу сразу, он был первым за весь день и, к сожалению, последним, кто вызвался помочь.

Словом, на станции метро «Уручье» я преодолевала препятствия в гордом одиночестве и с мизерными остатками сил.

День в метро на костылях помог мне увидеть проблемы, которых не существует для здорового человека: часто они остаются незамеченными и нерешенными. Меня переполняли противоречия. Лифты есть, но поездки на них ограничены временными рамками, добраться до них по лестнице не так просто, да и не на всех станциях они есть. За разъяснениями я отправилась в администрацию Минского метрополитена.

Нажми на кнопку…

Понятно, что новые станции будут оснащены лифтами и наклонными платформами. Но возможна ли их установка на уже действующих? Этот вопрос волновал меня, пожалуй, больше всего. Начальник электромеханической службы Минского метрополитена Георгий Толейко с ходу сообщил хорошую новость:

— В ближайшее время планируется монтаж наклонных платформ на станциях метро «Октябрьская» и «Первомайская».

Это обнадеживает и не может не радовать. Значит, со временем барьеров в метро для людей с ограниченными возможностями станет меньше.

— За три года работы лифтов и наклонных платформ в Минском метрополитене ими воспользовались 541 тысяча 420 пассажиров, — рассказывает Георгий Иосифович. — Конечно, лифты пользуются у минчан большей популярностью. Причем не только у инвалидов-колясочников, но и остальных людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, пожилых граждан, а также мам с детьми. Иногда, правда, наблюдаем, как в них перемещаются абсолютно здоровые люди, но с грудой вещей. В таких случаях проводим беседы, объясняем, что лифты установлены не для них.

Лично мне кажется, если бы временные рамки работы лифтов и наклонных платформ были шире, то пассажиров, которые пользуются этими удобствами, было бы больше в разы.

— Мы планируем увеличить время работы лифтов и платформ в выходные, предпраздничные и праздничные дни до 22.30, — делится планами Георгий Толейко. — Ведь с этого времени и до 1.00 ночи, по нашим наблюдениям, люди с ограниченными возможностями пользуются услугами подземного транспорта крайне редко. В любом случае, работники станции всегда готовы оказать помощь тому, кто в этом нуждается. Возле лифтов и наклонных платформ есть кнопка, нажав которую вы свяжетесь с диспетчером. Достаточно просто изложить свою просьбу.

…Оказывается, зря я ждала от работников станций душевных порывов и джентльменства. Нужно было нажать на кнопку — и дождаться помощи, регламентированной инструкцией. Но, увы, об этом я узнала слишком поздно, уже поднявшись на поверхность…

На снимке: лифт в подземный переход на Привокзальной площади.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter