Поддержите учителя

О работе учителя

Создатели сайта «Одноклассники» попали в яблочко, сыграв на теплых воспоминаниях людей о школьных годах. Шутка ли — 40 миллионов пользователей. Такова уж, не побоюсь этого слова, магия школы. Питаемая прежде всего личными качествами Учителей с большой буквы. Скучать начинаешь, едва услышишь последний звонок. А с годами тяга вернуться в далекое и беззаботное детство все сильнее.


Однако, по моим личным наблюдениям, у нынешнего поколения выпускников трепета перед школой гораздо меньше, чем у моих ровесников. Меньше, к сожалению, и уважения к самому главному действующему лицу — учителю. Который год осень для меня начинается с... жалоб родителей  и учителей. Первые, понятное дело, пеняют на грубых и некомпетентных педагогов, вторые — на наглых и непослушных детей и завалившую их бумажной и непонятной работой администрацию образовательных учреждений.


— На первом же уроке преподавательница химии заявила детям, что они все дебилы (!), предмета ее все равно не поймут, — делилась со мной подробностями похода дочери в новую школу одна из мам.


— Сын не понял тему по физике, подошел к учителю и услышал: «Это твоя проблема...», — возмущался отец другого ученика, принесшего из школы в дневнике вместе со своими 25 одноклассниками «двойки» по этой самой «проблемной» физике.


Нареканий на современных педагогов немало: и грубы, и необразованны, и думают больше о репетиторских деньгах, чем о качестве знаний, срываются на детей по любому поводу, занижают оценки, скучны на уроках...


Учителя от воспитанников в претензиях, кстати, не отстают. И дети нынче другие: наглые и расчетливые. И родители полностью перекладывают ответственность за собственное чадо на школу. И всякие там «питание–собрания–уборки территорий–посещения семей» не дают педагогам сосредоточиться на главной задаче школы — качественном образовании.


Выслушав мой пересказ жалоб, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Владимир Зданович был категоричен. Он уверен, что горе–педагогов, опускающихся до оскорблений, надо гнать из школы и к детям на пушечный выстрел не подпускать. Думаю, что Владимир Матвеевич, начинавший свою трудовую деятельность в обычной сельской школе и накопивший более двух десятков лет педагогического стажа, ясно представляет, о чем говорит. И продолжает разговор о том, что после школы основной критерий оценки выпускника — баллы. А за ними, к сожалению, не видно человека. «Единственный выход я вижу во введении психолого–профессионального тестирования еще до подсчета вступительных баллов. Тем более у педагогических университетов для его проведения есть и готовые методики, и квалифицированные специалисты», — подвел черту под нашей беседой депутат.


А с советником министра образования Виктором Ивченковым мы беседовали о социальном статусе педагога. Его авторитет, некая неприкасаемость, что ли, нынче утрачены. Попенял собеседник и журналистам. Случается, слишком уж смакуют коллеги подробности скандалов, связанных с учителями. А за мелким порой не видно великого. Не видно тысяч учителей, дающих хорошее образование нашим детям...


Что ж, с претензиями в свою сторону соглашусь. Но лишь отчасти. Молчать в вопиющих случаях тоже нельзя. Не потому ли журналисты порой «вытаскивают» на свет белый именно учительские истории, что выглядят они абсолютно противоестественными? Не потому ли, что понимают: пришло время что–то менять?


По статистике, на одного учителя в течение учебного года приходится 9 невротических срывов. То есть один в месяц! Догадайтесь, на кого он выплескивается? Чаще, конечно, на своих домашних. В случае, когда учитель одинок, альтернативы нет: объектом немотивированной агрессии становятся наши с вами дети. И обвинять учителя в этом трудно: и «дебилы», и «дураки», как правило, — неосознанная защитная реакция на стрессовую ситуацию. А в ней современный учитель находится постоянно. Нынче в школе он за все в ответе: и за жизни и здоровье детей, и за их питание и отдых, и за гору заполняемых справок и отчетов, и за досуг и самодеятельность, за уборку, озеленение учебных кабинетов. Только вот учеба и ее качество как–то отошли на второй план и учитель стал как бы не главным в образовательном процессе...


Вот поэтому и заключает психолог Ирина Бородич, что учителя как никто другой подвержены синдрому эмоционального выгорания. И регулярная профессиональная психологическая помощь педагогу, пожалуй, нужна как никому другому. Но это, увы, теоретический вывод. До его практического воплощения еще ой как далеко. Значит, потоки осенних жалоб родителей, учеников и учителей друг на друга останутся традицией? Не хотелось бы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter