Под звуком «пи»

О спорте

Вот это я понимаю! Главный тренер регбийного клуба «Новокузнецк» Вячеслав Шалунов в перерыве очередного матча российской суперлиги входит в раздевалку своей команды и произносит проникновенный спич: «Сели все, сели, сели... Все сели! Мужики (пи...), игра наша! Если мы такую игру отдадим (пи...), нужно перевернуться всем через (пи... пи...). Невозможно такую игру отдавать! Все — развалилась Казань, нет Казани. Добивайте (пи...)... Мужики, сейчас будем играть против солнца. Максим, видишь, какое солнце?! Все бегут, никто не держит мяч. Давление, давление (пи...)!» Здоровые сибирские мужики (а других в регбийных командах просто нет) сидят и нервно переламывают пальцы. Кажется, еще несколько секунд — и они выйдут и порвут эту Казань...


Ролик, выложенный пресс–службой «Новокузнецка», ныне бьет рекорды по популярности в интернете среди любителей спорта. Он возвращает к воспоминаниям о ленте «Легенда № 17» с ее Чебаркулем и навевающим много размышлений разговором Валерия Харламова со старожилами команды «Звезда». Он заставляет вспомнить футболистов минского «Динамо», в советские времена по нескольку месяцев месивших грязь в «Эшерах». Или, например, хоккеистов гродненского «Немана», которые уже в годы независимости участвовали в открытом чемпионате России, неделями путешествуя на поездах куда–нибудь в Оленегорск. Современному поколению игроков такие тяготы могут показаться подвигом, а между прочим хмурые регбисты из Новокузнецка до сих пор путешествуют по России–матушке на поездах.


Им бы еще деньги платили, они бы вообще не только Казань, а все города согнули бы в бараний рог и сели на него сверху. Такие там ребята, железные. Тренер Шалунов говорит об этом не менее афористично, чем в раздевалке: «После подписания соглашения о финансировании с «Кузнецкими ферросплавами» наше финансирование урезали практически на треть. Теперь руководство города заставляет нас, то есть клуб, самостоятельно искать оставшуюся необходимую сумму денег. Вопрос только в том, что если бы нам кто–то подсказал, кто и где потерял такие деньги, мы бы их нашли».


А вот в гродненском футболе, как выясняется, деньги предпочитают не искать, а, говоря простым языком, тратить, распиливать. Известный своим неравнодушием к спорту председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро днями поднял вопрос о зарплатах в ФК «Неман». Досталось главному тренеру команды Сергею Солодовникову (месячная зарплата которого, как выяснилось, составляет 24 миллиона рублей. А ведь столько получают на всех трое заместителей областного руководителя!), но больше всего вопросов вызвал доход легионера Николаса Сеолина. Этот молодой паренек, которого если попробовать поставить рядом с новокузнецкими регбистами, то можно и не заметить, заколачивает в месяц порядка 4 тысяч долларов. Ух ты! Я уж не уверен, делится ли он такими доходами с правой или левой ногой, но благодаря гродненским газетчикам знаю, что форвард Сеолин, который в сезоне пока не отметился ни голом, ни пасом, позволяет себе получать в кассе клуба деньги из расчета 100 «баксов» за одну минуту перемещений по полю.


...Тема заработков на белорусских футбольных полях получила особый резонанс после вылета БАТЭ из Лиги чемпионов. Среди прочих причин неудачи у большинства комментаторов звучит слово «пресыщение». Получив благодаря прежним сезонам возможность неплохо зарабатывать, борисовские игроки журавлю в небе предпочли купюровидную синицу в руках. Нет, они не зажрались, а именно пресытились. Остановились в развитии. Стали почивать. Из публикаций в прессе нам прекрасно известно, что многие в ФК БАТЭ получают сегодня гораздо больше Солодовникова и Сеолина. До поры до времени это казалось естественным и даже заслуженным. Как–никак постоянные участники Лиги чемпионов, победители самой «Баварии». Но, наверное, совершенно прав председатель правления борисовского клуба Анатолий Капский, когда после Караганды заговорил о вирусе самоуспокоенности у его команды: «Какие–то прелести, бытовые привилегии перед простыми людьми некоторые начинают воспринимать как данность. К сожалению, это частичка нашего менталитета».


Кстати, о простых людях и менталитете. Недавно услышал байку, в которую легко поверить. Представьте себе Жодино, городской стадион. Супруга одного из лидеров местной команды (ну вы же представляете, как обычно выглядят жены наших футболистов!) решила занять место на трибуне, на которую продавались абонементы. Сидит, ждет забитых голов. И тут появляется какой-то среднестатистический мужчина средних лет, который за свои деньги приобрел право сидеть именно там, где сидит дама. Дальше следует диалог: «Это мое кресло!» — «Да сядь рядом, мест полно». — «Нет, это ты пересядь». — «Да ты знаешь, чья я жена?» — «Ну и чья?» Женщина называет имя своего горячо любимого мужа–кумира, а мужик, и бровью не поведя, в ответ спрашивает: «А кто это?»...


Рассказываю об этом только потому, что мне кажется, будто с некоторых пор наши футболисты и болельщики живут, словно в разных мирах. Одни думают, что играют, другие — что для них. А на самом деле выходит полнейший диссонанс.


Впрочем, далек я и от мысли, что наладить звучание нашего футбольного оркестра можно с помощью урезания довольствия игрокам и тренерам, запирания их в раздевалках типа новокузнецкой и удалой накачки типа шалуновской. Тем более что до того самого перерыва в матче регбистов Новокузнецка и Казани, с которого мы начали разговор, команда Шалунова вела в счете, а в итоге уступила. Вот такая правда жизни (пи...).

 

Советская Белоруссия №137 (24274). Пятница, 26 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter