Под портретом Помпадур

Все, что вы видели прежде только в кино и о чем читали в книгах, теперь на расстоянии вытянутой руки...

Все, что вы видели прежде только в кино и о чем читали в книгах, теперь на расстоянии вытянутой руки. В Национальном художественном музее представлены драгоценности, из–за которых ломали шпаги гардемарины и мушкетеры, плели интриги Миледи и кардинал Ришелье. Вчера здесь открылась выставка «Королевские сокровища: европейские шедевры 1600 — 1800 годов» из лондонского Музея Виктории и Альберта. По предложению «СБ», информационного спонсора проекта, первому посетителю билет вручили бесплатно. Счастливчиком оказалась очаровательная блондинка Оксана Ковалева. Она пришла посмотреть на шедевры вместе с подругой Татьяной Корзун. А экскурсию для них любезно согласился провести сам директор музея Владимир Прокопцов (на снимке).

Оксана о выставке узнала случайно от подруги:
— Приехала на родину, думала походить по театрам. Но они еще закрыты — не сезон. А тут новость: в Минске выставка из Музея Виктории и Альберта. Я была в этой лондонской галерее. Поверьте, в сравнении с ней меня даже Лувр не так сильно впечатлил. Хотя я человек искушенный. Живу недалеко от Рима — вокруг одни древности. Но лондонский музей поразил меня настолько, что я уже собиралась поехать туда вновь. А тут все сокровища в Минске! Я, конечно, с утра собралась идти смотреть. Приятно, что оказалась первой.

БЛЮДО ОТ ПЛЕННИКА КОРОЛЯ

На памяти Владимира Прокопцова столь ценных вещей, как привезенные из Лондона, Минск еще не видел. Любимый экспонат директора — портрет маркизы де Помпадур: «Очень тонко выписаны черты лица, фигура».

Мне кажется, что в зале темновато, чтобы разглядеть предметы. Владимир Иванович не согласен:
— Все специально так устроено по совету англичан, чтобы на каждую вещь попадало столько лучей, сколько не вредно для ее сохранности. Например, представленные в витринах ткани очень древние. Поэтому на них направлены очень тусклые прожекторы.

Один из величественных экспонатов — парохет. Это огромное покрывало с изображением иудейских святынь. Ткань служила завесой в одной из итальянских синагог. За ней когда–то хранился ковчег со свитком Торы.

Не мог не задержаться у большущего блюда — одного из изделий мануфактуры в саксонском городе Мейсен. Это было первое в Европе фарфоровое предприятие. Оно основано в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора алхимиком Иоганном Фридрихом Беттгером и ученым Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом. На самом деле фон Чирнхауз содержал Беттгера как пленника в Мейсене. На то было личное распоряжение Августа Сильного, саксонского курфюрста.

Курфюрст занимал также трон Речи Посполитой, в состав которой входили и белорусские земли, дружил с Петром I, воевал с ним против шведов. При короле были основаны знаменитые музеи Дрездена. И еще одна любопытная подробность: через потомство своего внебрачного сына графа Морица Саксонского «наш» Август является предком писательницы Жорж Санд (кстати, возлюбленной композитора Шопена).

Сильные мира ушли в историю вместе с их интригами и страстями. А шедевры остались. Кстати, у блюда есть еще одна интересная деталь, кроме биографии. На нее обратила мое внимание Светлана Прокопьева, куратор выставки «Королевские сокровища»:
— Видите на каемочке лисицу с тремя хвостами? Знаете, откуда она здесь? Это персонаж восточной, скорее всего, японской мифологии. Ведь европейцы заимствовали фарфор из тех краев, а заодно и некоторые декоративные сюжеты.

СОЛИДНОМУ ГОСПОДИНУ НИКАК БЕЗ КОСМЕТИЧКИ

Выставка лондонского музея в минской галерее готовилась как ни одна — очень долго. Сейчас уже можно сказать, что англичане буквально стояли на дверях до последнего момента, не пропуская в зал с сокровищами никого, кроме сотрудников НХМ и представителей Министерства культуры. Еще в этот понедельник замминистра культуры Тадеуш Стружецкий лично осмотрел вернисаж и дал поручение: сверить все подписи к экспонатам, особое внимание обратив на правильность белорусского текста. Когда я вчера читал информацию на витринах, то совсем не нуждался в экскурсоводе. Каждая вещь охарактеризована до малейших деталей.

Для Светланы Прокопьевой и ее коллег, готовивших шедевры из Лондона к показу, выставка стала испытанием на прочность:
— Под конец уже нервы не выдерживали. От того, как много нужно было успеть сделать. И еще потому, что довелось прикасаться к уникальным предметам. Каждый из них настолько самодостаточен, что может быть представлен один в зале и вызвать интерес у публики.

Комод с инкрустацией эпохи рококо, декоративные доспехи рыцаря, стол Марии Антуанетты, миниатюрный молитвенник в серебряной оправе. Я бы мог еще долго перечислять впечатлившие меня личные вещи аристократов Европы XVII — XVIII веков. Но надо ли? Выставка продлится до 4 ноября. И поверьте, дорогие читатели, лучше вам все увидеть своими глазами. А заодно съездить в Несвиж, где сегодня для публики также открывается отдельная экспозиция с предметами из Музея Виктории и Альберта.

Увидев вещи из прошлого, вы будете потрясены. Например, я бы ни за что не догадался, что передо мной за стеклом лежит мужской несессер XVIII столетия: зеркальца, расчески, футляр — все походит на вполне женскую косметичку. А это вместе с бритвенным набором принадлежало не гламурному метросексуалу XXI века, а вполне солидному господину, жившему в одно время с Августом Сильным. Правы были римляне, лишь вздыхавшие: о времена, о нравы!

Выставка после Минска вернется в Лондон. Элис Лобб, куратор проекта от Музея Виктории и Альберта, гордится тем, что «Королевские сокровища» сделали остановку в НХМ: «Мы показали шедевры в Австралии, Южной Корее, США и впервые в Европе — только в Беларуси».

Многие из этих вещей никто, кроме посетителей минской экспозиции, не увидит. На долгие годы их вновь поместят в фондохранилище. Так что спешите видеть шедевры. В музей уже выстраиваются очереди, а на экскурсии записываются на неделю вперед.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter