Брестские машиностроители наладили выпуск спецавтомобилей с подъемниками для инвалидных колясок

Под особый запрос

Вхождение ОАО «Брестмаш» в состав холдинга «БелавтоМАЗ» открыло для брестчан новые направления деятельности: изготовление комплектующих для производства автотранспорта, крупноузловую сборку грузовых и пассажирских автомобилей. В 2023 году из цехов завода по разным адресам уехали 39 спецавтомобилей для социальных служб и 87 для учреждений образования. Все они оснащены опциями для людей с ограниченными возможностями, ведь создание инклюзивного жизненного пространства — одна из важнейших социальных задач в нашей стране.

Водитель-испытатель Василий Шаратута.

Социальный проект

В прошлом году по заказу Министерства труда и социальной защиты на предприятии в сотрудничестве с российскими партнерами оборудованы 39 специальных автомобилей «Социальная служба» на базе автомобиля «Лада‑Гранта». Машины уехали в 23 территориальных центра и 16 домов‑интернатов Беларуси. В том числе в Каменецкий территориальный центр социального обслуживания населения. Директор центра Елена Шаблинская не скрывает:

— Рады. Нужен был такой автомобиль. Многие люди с ограниченными возможностями ведут активную жизнь — приезжают в райцентр на мероприятия, участвуют в социальных проектах. Автомобиль поможет им получать доступ к необходимым услугам. Это также большое подспорье для помощи малоподвижным людям, которые живут в сельской местности. Возможно, будем использовать машину и как социальное такси.


Закрепленный за автомобилем водитель Виктор Денисюк демонстрирует возможности транспортного средства.

— На переднем пассажирском сиденье установлен механизм поворотного кресла для облегчения посадки, — Виктор Владимирович выдвигает сиденье из салона и присаживается. — Сзади машина оборудована подъемной аппарелью со специальным фиксирующим устройством и электрической лебедкой для подъема инвалидной коляски массой до 700 килограммов.

Как рассказали машиностроители, на каждом этапе проработки автомобиля проводились консультации с представителями общественных объединений инвалидов. А с итоговым вариантом ознакомилась, провела тест и дала высокую оценку работе брестских специалистов Анна Сиротюк — действующий серебряный призер чемпионата мира по паралимпийским спортивным танцам на колясках:
— Впервые с подобной конструкцией складного пандуса я столкнулась за границей. Очень рада, что такое транспортное средство появилось в нашей стране. Люди с ограниченными возможностями могут уверенно чувствовать себя в автомобиле. Комфортно, удобно и безопасно.

В этом году Министерство труда и соцзащиты планирует закупить у брестских машиностроителей микроавтобусы с подъемниками на базе шасси микроавтобуса МАЗ — в ноябре на «Брестмаше» уже презентовали опытный образец.

Безопасность превыше всего

По заказу Министерства образования в 2023 году «Брестмаш» наладил выпуск школьных микроавтобусов. Специалисты учли требования к перевозке детей на пассажирских сиденьях, а также инвалидов‑колясочников. Центры коррекционно‑развивающего обучения и реабилитации, учреждения общего образования страны уже получили 87 микроавтобусов. В этом году по заказу Минобразования планируется выпустить еще более сотни машин.

Один из желтых красавцев с конвейера уехал в Малориту в районный государственный ЦКРОиР. Директор учреждения Людмила Луковец довольна обновлением, говорит, два имеющихся автомобиля не удовлетворяли все потребности в подвозе:


— У нас сейчас обучаются 16 детей. Один из автомобилей уже исчерпал свой ресурс. Замена очень своевременная, ведь мы подвозим детей со всего района, самый дальний маршрут составляет 40 километров от места учебы до дома.

...Мы в сборочном цехе «Брестмаша». Автомеханик с полувековым стажем, водитель‑испытатель Василий Шаратута, опуская подъемник электрогидравлическим приводом, говорит:

— Таких школьных автобусов нет ни у кого. Они соответствуют экологическому стандарту Евро‑5, то есть экологически совершенны. Подъемником все довольны. В этом году будем им комплектовать автомобили для соцслужб.


По словам Василия Михайловича, конструкторы завода внесли ноу‑хау в техническое задание: в электрическую систему установили блокировку движения автомобиля. Таким образом, во время погрузки‑выгрузки инвалидной коляс­ки с человеком автомобиль блокирован от движения, чем обеспечивается дополнительная безопасность.
В дверях — выдвижная ступенька. Возле каждого сиденья в салоне — кнопка для связи с водителем. Полка для ручной клади, куда можно положить тяжелые школьные портфели. Система кондиционирования воздуха — персональная.
К слову, на «Брестмаше» наладили обратную связь с водителями автомобилей.


Мы не отдаем машину в небытие, — продолжает Василий Шаратута, — ждем отзывов и открыты для диалога. Когда разговариваю с водителем или механиком, как врач пациенту, говорю: жалуйтесь. Обратная связь для конструкторов, для всех нас очень важна, чтобы развивать проект. Качество и еще раз качество, тем более что этот автомобиль предназначен для перевозки детей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Директор ОАО «Брестмаш» Алексей Бражук:

— Прошлый год показал, что мы можем выпускать отличные автомобили — экономичные, экологичные, с хорошими ходовыми качествами, комфортным салоном с климат‑контролем. В ближайших планах — совместный проект с МЧС. Темп задан, мощности завода загружаются, создаются новые рабочие места, что очень важно в современных реалиях.


kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter