Свято‑Покровская церковь за свою полуторавековую историю всегда оставалась открытой для прихожан

Под небесной защитой

Сколько событий помнят стены этой святыни! Слышали они и крики младенцев, окунаемых в купель, и клятвы молодоженов в верности, и прощальный плач по усопшему… Храму пришлось пережить испытания войнами и пожаром. Но время оказалось не властно над ним, и сегодня сюда спешат люди, чтобы найти утешение и обрести надежду.


Из глубины веков

Деревня Прилуки, Брестский район. Отыскать старинную церковь не составляет особого труда. Мы подъезжаем к окраине населенного пункта, почти к самому берегу реки Буг. До границы с Польшей — рукой подать. Здесь и стоит храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Нельзя сказать, что он величествен — внешний вид церкви отличается простотой. Выглядит довольно скромно, но представьте, что она, деревянная, стоит здесь уже более полутора сотен лет!



Навстречу нам спешит настоятель храма отец Димитрий. Он объясняет, что церковь построена в традициях полесского деревянного зодчества и включена в список историко‑культурного наследия Республики Беларусь. Сам священник брестчанин, окончил духовную академию, имеет степень кандидата богословия. Долгое время служил диаконом в брестском Свято‑Воскресенском соборе, а пять лет назад был рукоположен в сан священника. Тогда его и назначили настоятелем Свято‑Покровской церкви. Природная любознательность и интерес к прошлому послужили отличным стимулом, чтобы заняться изучением истории храма. Ее, как признается священник, пришлось восстанавливать буквально по крупицам:

Настоятель иерей Дмитрий Хомич.

— Много времени я провел в разных архивах — не только брестских, но и столичных. Была проделана большая результативная работа. Сейчас белых пятен, связанных с историей Свято—Покровской церкви, остается все меньше и меньше. Нынешнее здание не первое, оно построено в последней трети XIX столетия. Но ранее точно на этом же месте стояла старая церковь, которую возвели еще во второй половине ХVII века как униатскую. Это подтверждается архивной записью, где говорится, что хорунжий Ян Мыслишовский вместе с супругой в 1696 году «дали презенту» на приход и полторы волоки земли со всеми принадлежностями. А уже после включения белорусских территорий в состав Российской империи и ликвидации униатской церкви храм стал православным. Сохранилось описание внешнего вида церкви в записи от 1844 года: «Церковь из соснового дерева, крыша гонтовая, башня маленькая: одна длиной восемь саженей, шириной четыре сажени. Каплица или звонница из сосновых бревен, крыша гонтовая». К сожалению, в 1857 году по невыясненным причинам церковь сгорела. А новую местные жители закончили возводить только в 1870 году, через год храм освятили, именно он и сохранился до наших дней.



Долгое время не могли установить точную дату постройки новой церкви. Отправляли запросы в архивы, только все было безрезультатно. Но около двадцати лет назад храм сам раскрыл свою тайну. 
Дело в том, что тогда мыши прогрызли край плащаницы, которая находилась в церкви, по словам старых прихожан, с самого начала постройки. Местные мастерицы решили ее починить, бережно распороли поврежденную подкладку и увидели, что в качестве наполнителя внутри находились газеты царского времени. По ним и установили год строительства.

Лики древние, лики святые…

Отец Димитрий открывает двери храма и приглашает нас зайти внутрь. Проходим притвор и попадаем в центральную часть с небольшим алтарем. Верхняя резьба иконостаса осталась еще со времен первого храма, она уцелела при пожаре. На стенах много старинных икон, священник подводит нас к одной из них. Это Прилуцкая икона Божией Матери, которая долгое время находилась в алтаре. На ней видны греческие буквы, это подтверждает, что она написана в период Речи Посполитой. Еще не так давно состояние иконы оставляло желать лучшего, во время реставрации ее очищали от олифы и копоти почти два года. Но теперь она заняла свое достойное место в церкви.



На противоположной стене замечаем еще три древние иконы, датируемые XVIII  столетием. На нас смотрят лики святых апостолов Андрея и Петра, Павла и Филиппа. Особый интерес вызывает икона «Преображение Господне». Отец Димитрий обращает наше внимание на изображение пророков Моисея и Илии:

— Как вы видите, пророки имеют явно семитские черты лица. По всей видимости, их писали с натуры: тогда на Брестчине проживало много евреев. Это, безусловно, придает образам реалистичность. А вот на еще одной из уцелевших икон «Крещение Иисуса Христа» мы видим изображение нимба, как принято в католической традиции. Факт тоже довольно необычный.


Есть в церкви икона Спасителя с интересной надписью: «В память о чудесном спасении 17 октября 1888 года». Как известно, в этот день произошла железнодорожная катастрофа с императорским поездом, царь Александр III и его семья остались живы. В память о тех событиях данная икона и была пожертвована в храм. 

С одной из самых почитаемых — Казанской иконой Божией Матери — связана необычная местная традиция. Во время крестных ходов ее несут только девочки и незамужние женщины. Впрочем, это неудивительно: икона издревле считается покровительницей христианского брака. 

Вообще, в Свято‑Покровском храме находилось множество старинных икон, часть из которых утрачена во времена лихолетий или вывезена. К примеру, в советское время икона Преображения Господня, большая местночтимая икона Божией Матери Борунская и царские врата были изъяты специальной комиссией. Сегодня эти святыни можно увидеть в музее древнебелорусской культуры при Национальной академии наук Беларуси.


Знамения веры

За всю историю своего существования церковь не закрывалась никогда, а чудесных явлений, связанных с этим местом, происходило немало. Настоятель храма вспоминает несколько случаев, которые не совсем укладываются в рациональную картину мировосприятия:

— Во время оккупации фашисты решили за связь с партизанами расстрелять мужское население Прилук. Немцы согнали всех мужчин деревни за каменную ограду храма и никому не разрешали выйти оттуда. Автоматчики окружили церковь снаружи по периметру, люди стали готовиться к худшему. Но местный учитель начал умолять военных не брать грех на душу. И случилось чудо: через некоторое время жуткого ожидания людей отпустили по домам, все остались живы.



Также во время войны чуть были не утрачены колокола. Оккупанты собирались отправить их в Германию на переплавку и приказали снять с колокольни. Однако местный житель, хорошо говоривший по‑немецки, подошел к офицеру и просил не забирать святыни. Говорил, что сделаны они на пожертвования людей. Долго упрашивал он немца, тот слушал не перебивая, а потом сказал: «За то, что ты хорошо говоришь по‑немецки, забирать колокола не будем. Но берегите их, чтобы другие не увезли». Тогда сельчане закопали колокола возле храма, а после окончания войны снова вернули их на прежнее место.

В советское время церковь не закрывалась, но все же предпринимались попытки ее уничтожить. Так, местный житель, ярый атеист, решил спилить старое дерево, которое стояло у церковной ограды. Причем сделать это с таким расчетом, чтобы оно упало прямо на храм. Во время сильного ветра принялся за дело. Но вопреки законам физики подпиленное дерево упало не на церковь, а в другую сторону, ничего при этом не повредив.



Отец Димитрий уверен, что к храму в Прилуках не зарастет дорога, пока у людей будет крепкая вера:

— У нас много планов по благоустройству церкви и прилегающей территории. Необходимо выложить плиткой дорожку вокруг храма, благоустроить парковку, завершить реконструкцию приходского дома… Но с помощью Божией, с поддержкой наших спонсоров и прихожан все это сделать вполне реально. Главное, чтобы была вера в душе и любовь в сердце. Ведь храм нужен для того, чтобы люди молились в нем о себе и своих близких. Дай Бог, чтобы наша церковь простояла еще не одну сотню лет, служа делу спасения душ человеческих. 

yarmoschuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter