Под лежачий камень

О новой технологии переработки соломы

Вот и отшумела жатва, непривычно опустели еще недавно золотившиеся колосьями поля. Зерно уже в закромах, а солома осталась. В длиннющих стогах, в спрессованных тюках. Лежать им еще долго, потому что... девать некуда. Еще от прошлогоднего урожая остались большие скирды — уже почерневшие от дождей. Картина неповсеместная, но все еще распространенная. Не по–хозяйски как–то получается. Ведь затраты на уборку, перевозку и трамбовку соломы значительные, а отдачи мало. На корм и подстилку идет ее незначительная часть, а что делать с остальной?


Забыть и сгноить? Или продать и заработать?


Наверное, такие вопросы не раз возникали у руководителей многих хозяйств, но как пустить в дело ненужную солому, они не знали, да и руки до этого не доходили. В Свислочском районе Гродненской области с такой проблемой тоже давно столкнулись. А выход нашли, когда узнали о новой технологии переработки такого сырья. Инвестор вложил в новый проект почти миллиард рублей. Смонтировали оборудование и запустили конвейер.


От идеи до ее воплощения прошло всего четыре месяца. Теперь на базе дочернего предприятия «Свислочская сельхозтехника» организовано единственное в стране производство. На специальной установке солому — ржаную, рапсовую, ячменную — измельчают, увлажняют, прессуют в гранулы и упаковывают в специальные мешки.


Готовые пеллеты не залеживаются и сразу идут на экспорт — в Германию и Италию. В других странах Европы тоже есть купцы на свислочскую солому в брикетиках, которую за границей используют как топливо. Относительно недорогое, зато экологически более чистое, чем другие виды. За тонну пеллет платят почти 80 евро. Председатель Свислочского райисполкома Олег Таргонский убежден, что делать деньги из соломы для аграрного района — очень выгодное дело. Это ведь не только дополнительный и стабильный источник дохода и создание новых рабочих мест. Теперь отпадет проблема бесполезности соломы, которая, по сути, зря пропадала.


Вот так: начали уже замечать, что валяется под ногами. И не просто находить и передвигать в другое место, а пускать в дело, чтобы заработать. А сколько еще такого добра не используется, а если и применяется, то неэффективно? Список можно составить длинный, не так ли? Уж сколько сказано о недостаточной переработке макулатуры, которую мы сами опрометчиво выбрасываем, а сырье из нее потом за валюту покупаем за границей. А есть еще отходы полиэтилена, стекла...


Но я бы сегодня обратил внимание на камни. Те самые, которые густо разбросаны по нашим полям. Где–то больше, где–то меньше, но везде достаточно. Не раз видел, как на их уборку хозяйства снаряжают целые бригады с техникой. «Каменщиков» везут даже из города, потому что самим с такой работой не всегда можно вовремя управиться. Перед каждой посевной кампанией камни свозят, но после распашки они вновь появляются из почвы. И так из года в год.


За редким исключением валуны используют в строительстве, но чаще всего их сваливают в кучи, проку от которых мало. Зарабатывать же на этом мы еще не научились. А зря, ведь доходное получилось бы дело. Мой знакомый за немалые деньги год назад заказал транспорт, нанял грузчиков, потратил целый день, чтобы привезти из деревни несколько тонн булыжника. Они ему оказались нужны не только для заливки фундамента под дачный дом, но и для декоративного забора, уютного фонтанчика, мощеного тротуара и даже камина во дворе. Недавно побывал там в гостях. Сплошной «каменный век»! Но хозяин не променяет его ни на какие современные отделочные материалы. И я его понимаю.


Спрос на камни растет. Вот только не каждый горожанин может их сам найти и доставить. Проще было бы купить. Но где? Таких магазинов нет. Поискал в рекламных объявлениях — нашел, где можно купить. Тонну камней предприимчивый парень продавал за 50 тысяч рублей, было и дешевле, но и товар там другого сорта.


А что же наши хозяйства, на полях которых в огромном количестве «зреют» камни? Там почему–то не спешат на них заработать. Напрасно. Покупатели ведь нашлись бы не только здесь, но и за границей. В Европе готовы забирать белорусский булыжник. Об этом прослышали в Свислочи и всерьез задумались организовать их поставку, к тому же с первичной обработкой. Условия для этого есть: по территории района проходит в Польшу железнодорожная ветка с евроколеей. Так что проблем с отгрузкой не возникнет.


А к «соломенным» деньгам у района прибавятся и «каменные». Что на очереди?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter