В редакцию «БН» обратились из деревни Новые Головчицы Петриковского района
Гражданскому мужу Ирины АКСЕНОВОЙ, по ее мнению, заплатили несправедливо за минувший сентябрь — всего 240 тысяч рублей. В чем дело: имела место досадная ошибка экономистов? Или есть другие причины столь невысокого заработка?
«ГОРЯЧИЙ» ТЕЛЕФОН «БН»: 8 (017) 287-15-23, 287-19-53, 287-18-43
— Мой гражданский муж Сергей Гербень работает сторожем в местном КСУПе «Новоселки», — говорит Ирина Аксенова. — Работа по сменам — через четыре ночи. Из-за такой очередности получилось, что за сентябрь Сергей отработал 14 смен по 10 часов, то есть 140 часов. На работу заступает в двадцать часов и — до шести утра. Время с 20.00 до 22.00 считается дневной сменой, за нее начисляют по тарифу 1353 рубля за час. Остальное время — ночная смена — по 1900 рублей за час. За сентябрь вышло 240 тысяч рублей. Но как прожить за такие деньги?! В хозяйстве утверждают, что мой муж не «выбрал» необходимый минимум часов, в то время как его напарник отработал 16 смен. Но как Сергею отработать те же 16 смен, когда составлен такой график? А дней в месяце — ни больше ни меньше: сколько есть, столько есть!
Почему совсем маленькой вышла зарплата у сторожа, «БН» пояснила Валентина ЖУДРО, главный бухгалтер КСУП «Новоселки» Петриковского района:
— Да, в самом деле, у Гербеня был в сентябре такой рабочий график. Но, смотрите, у него остаются еще целых четыре свободных дня. На это время бригадир фермы могла бы обеспечить его другой работой, но... не обеспечила. Так и вышло, что за отработанное время ему заплатили по минимальной ставке плюс тарифы ночных смен, но до минимальной зарплаты, конечно, недоплатили. Считайте: ставка первого разряда у нас в хозяйстве — 200 тысяч рублей, а «минималка» — около 1050 тысяч рублей. Если человек выработал полностью весь рабочий месяц, тогда ему начисляются доплаты до минимальной заработной платы. Платим мы по собственным расценкам, и если человек не вырабатывает положенный минимум, то и зарплата небольшая. Но коль Гербень, по его словам, не был предупрежден о таком условии, мы — уже принято решение — доплатим ему определенную сумму за сентябрь.
— Валентина Иосифовна, получается, что, например, у того же Гербеня — еще четыре свободных дня... А есть ли какая-нибудь другая работа в хозяйстве, может, не на ферме, чтобы человек имел возможность подзаработать? — интересуемся.
— Работы в КСУПе предостаточно, — заверила главный бухгалтер. — На ферме нужны скотники, подсобные рабочие, чтобы сооружать кошару (специальное ограждение для содержания животных. — Прим. авт.). А сколько летом было работы на зернотоку?! Но местные не очень-то хотят выходить на работу. Вот, например, на мехдворе в Новых Головчицах работают четыре сторожа по графику сутки через трое. У трех сторожей из четырех каждый месяц получается выработать необходимый минимум часов, а у четвертого — нет. Просили летом выйти поработать на ЗСК — ни в какую! Приходилось школьников старших классов привлекать. Да что там школьников... Мы из соседней Украины, бывает, людей нанимаем...
Надежда БУТОВИЧ, «БН»