Почему капремонт превращается в капитальную проблему?

Обещанного вообще-то, как известно, три года ждут. Обещанного нормативами капремонта ждут куда дольше — лет 30 — 40 как минимум...

Обещанного вообще-то, как известно, три года ждут. Обещанного нормативами капремонта ждут куда дольше — лет 30 — 40 как минимум. А когда он, наконец, начинается, увы, не радость посещает некоторых жильцов, а... жгучее желание писать жалобы в различные инстанции. Лейтмотивом в них вопрос: «Когда же закончится это безобразие?!» Претензий множество. От разбитой рабочими сантехники и безнадежно испорченного интерьера до пренебрежительного отношения к хозяевам квартир. Бывают, конечно, и «чересчур» претензии. Но все равно жаль — нет гармонии между жильцами и ремонтниками. Есть антагонизм. Порой доходит до рукоприкладства. Недавно в одном из минских ЖРЭО инженер с жильцом так поспорили о качестве работ, что пришлось вызывать милицию...


У строителей, как водится, своя правда, и если прежде на капремонты не хватало денег, то нынче найти желающих взяться за заведомо скандальное дело — бо–ольшая проблема. Так почему же капремонт превращается в мучительный процесс и для жильцов, и для строителей? Ответ на этот вопрос мы искали в гуще событий — в только что отремонтированных и еще не остывших от кипевших 2 года страстей «хрущевках».


...Жители домов 4 и 6 по переулку Калинина в Минске ждали ремонта почти полвека. «Хрущевка» по улице Волгоградской, 57а — немногим меньше. Дождались. Стеклопакеты, термошуба, счетчики, новые трубы. А в приложение ко всему этому — две толстые папки страниц по сто каждая с детальным описанием батальных сражений со ЖРЭО и строительными компаниями–подрядчиками. Краткое содержание папок: за собственные деньги, которые годами перечисляли на капремонт (и будут перечислять впредь), жильцы получили низкое качество работ. Вот избранное.


Галине Эсмантович из дома № 4 по переулку Калинина только с 4–го раза удалось заставить (с помощью писем и визитов в ЖРЭО и администрацию Первомайского района) подрядчика ЧС ТУП «Белкоопстрой» как следует уложить плитку в санузле. Пол в ванной Владимира Маслова из пятиэтажки № 6 по соседству оказался на 15 сантиметров выше, чем в коридоре. Переделывали со скандалом. Наталья Чайковская, председатель ЖСК–24а (ул. Волгоградская, 57а), написала о перипетиях собственных и жильцов с РС ООО «Рекомбис» столько, что, пожалуй, может издать книгу на эту тему. А пока подала иск в суд о возмещении морального и материального вреда.


Мимо кассы?


Во время капремонта жильцам не меняют полы, обои, сантехнику, плитку в квартирах. Но в «хрущевках», простоявших по полвека, зачастую много лет текли крыши, промерзали стены, от сырости на них рос грибок. Испорченные в результате обои, полы, потолки должны ремонтировать. Кроме того, как обновить канализационные или водопроводные сети, не разрушив отделку кухонь и ванн? В этих случаях действуют так: то, что строители разобьют или разломают, должны восстановить. На это в проекте предусматриваются деньги. Но, понятно, по минимуму. Как расходуются?


Председатель ЖСК–24а утверждает, что жильцы ее дома, особенно пенсионеры, не знали, что именно им должны обновить и восстановить в квартире за счет средств капремонта. Этим пользовались строители, предлагая заплатить наличными. «Во многих квартирах нашего дома невозможно было поменять трубы, не разбив сантехнику, — утверждает Галина Эсмантович. — Предоставление новой взамен поврежденной рабочие затягивали намеренно, ожидая, что люди не выдержат и купят сантехпосуду за свои деньги. Многие так и делали». В ЖРЭО факты вымогательства, безусловно, отрицают (как говорится, не пойман — не вор), но признают: жильцы частенько отказывались от дешевых обоев, плитки, сантехники, предусмотренных по проекту, а также от услуг неквалифицированных работников. Нанимали специалистов со стороны и восстанавливали разруху в квартирах самостоятельно...


Теория и практика


«Пол на балконе цементировали трижды, — цитирует текст одной из жалоб Наталья Чайковская, — потолок в ванной белили дважды, откосы в кухне переделывали 6 раз... Рабочие то и дело менялись. Текучесть кадров невиданная! Доходило до курьезов. Студенты, которые проходили практику, работая в наших квартирах, присоединили электропровода к телефонным». Поводом для иска в суд стал радиатор в квартире Натальи Чайковской, который дал течь при первом пуске отопления. Теперь она намерена взыскать с фирмы–подрядчика 800 тысяч рублей за испорченный шкаф плюс моральный ущерб. «За полтора года капремонта у нашего подрядчика сменились 3 прораба, — припоминает Владимир Маслов, — поэтому и результаты такие».


Как без рук...


В нынешнем году в Минске будет отремонтировано 552 тысячи квадратных метров жилья — практически на 20 процентов больше, чем в прошлом. И денег из бюджета коммунальникам подкинули столько, сколько те просили. Казалось бы, самое время наверстывать упущенное за 10 лет минувшего столетия, когда жилья ремонтировали крайне мало. «Так работать некому, — сокрушается главный инженер Первомайского ЖРЭО Юрий Абрамович. — Найти подрядную организацию — проблема. Свежий пример: уже дважды выставляли на тендер дом по улице Пономарева, 2. И дважды тендер не состоялся. Интерес проявила одна организация, которая прежде капремонты целиком никогда не делала, только отдельные мелкие работы. Боимся отдавать, но что делать?» Кстати, не первый случай, когда за дело берутся необстрелянные новички и порой бросают дом на полпути. Куда же девались опытные рабочие?


Ушли на новостройки. Ведь к 2011 году Минск обещает сдавать 2 миллиона «квадратов» нового жилья. А там расценки повыше и работать проще. В ремонтных же фирмах не просто большая, катастрофическая текучесть кадров — до 50 процентов. Даже в отдельных филиалах ОАО «Минскремстрой», где зарплата сегодня 1 миллион рублей, завтра будет уже полтора, в течение года увольняется каждый третий работник. Но потенциал «Минскремстроя» — 250 тысяч квадратных метров в год. А уже сейчас городу нужно вдвое больше, к 2010 году — вчетверо. Значит, к заждавшимся капремонта (дом № 2 по ул. Пономарева, к примеру, построен в 1936 году) придут, скажем мягко, не совсем квалифицированные кадры.


Учет плюс контроль


«Сейчас ремонтники вынуждены делать восстановительный ремонт в квартирах жильцов, — рассуждает Ирина Лазарева, инженер проекта дома № 57а по улице Волгоградской. — Но в проект закладываются только самые дешевые обои, плитка, выравнивание старых стен не предусмотрено. Плюс невысокое качество исполнения». Итог: жильцы недовольны, жалобы, нервотрепка, скандалы. Но ведь должно быть совсем по–другому.


Хуже всего, когда деньги, которые человек десятилетиями перечисляет на будущий ремонт дома, растворяются и обезличиваются. Смету на капремонт, накопления жильцов и субсидии государства на каждый дом нужно сделать прозрачными. И «процентовки» на оплату выполненных работ должен подписывать не только специалист ЖРЭО, но и Эсмантович, Чайковская и Маслов, если останутся довольны их качеством. И еще хорошо бы дать жильцам право самим выбрать подрядчика хотя бы на отделочные работы в квартире. Расходование денег просто обязан контролировать тот, кто получает услугу. Это по–рыночному. Иначе капитальную проблему решить просто не удастся. Пока же жилец (цитирую текст типового договора) имеет право «получать информацию о ходе строительных работ» и «требовать устранения дефектов и недоделок». Вот и требуют...


Справка «СБ»


В этом году в стране капитально отремонтируют 1 миллион 44 тысячи квадратных метров жилья. На 16 процентов больше, чем в прошлом. Хотя, по оценкам специалистов, в скорейшем ремонте нуждаются не менее 2 миллионов квадратных метров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter