Какие перспективы у частных школ в Беларуси

Почем фунт знаний

Как и чему учить современного школьника? Ответ на этот вопрос пытаются найти во всем мире. И пока мнения расходятся. Специалисты спорят о новых и старых методиках и подходах, и в этих спорах кто–то готов до хрипоты отстаивать принципы классического советского образования, а кто–то уверенно делает ставку на западные системы. Нет единодушия и в вопросе: что лучше — государственные или частные школы? Последние, правда, на белорусском образовательном рынке немногочисленны: всего полтора десятка из более 3.000 учреждений. Есть ли перспективы у частного школьного образования в нашей стране?


Какие фишки у частников?


Частные учебные заведения в Беларуси начали появляться еще в 1990–е годы. Тогда эту деятельность рассматривали в первую очередь как бизнес, и, быстро осознав, что не все так просто, многие сошли с дистанции. Владельцы нынешних частных школ настаивают, что они не бизнесмены, а увлеченные педагогикой люди. И свои заведения позиционируют прежде всего как экспериментальную площадку, где можно искать ответы на тот самый вечный вопрос: как обучать? При этом уверены: в их небольших масштабах это проще, чем во всей системе. Именно в таком ключе говорили о своей работе и представители частных школ во время дискуссии, которая прошла на международной образовательной выставке в Минске ITE–2018.

Действительно, спрос на частное обучение у нас растет на фоне укрепления философии «хорошее образование не может быть бесплатным». Поэтому закономерно, что с этого года на образовательном рынке появились новички, как, скажем, мама троих детей Наталья Искорцева, которая запустила свою школу Stembridge, усадив за парты ребят с 1–го по 7–й класс. Говорит, о проекте задумалась давно, когда, будучи сотрудником кадровой сферы, обнаружила: молодые специалисты не умеют работать с информацией и в команде, у них нет так называемых soft skills, в том числе элементарного умения правильно задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения. Собственно, эти недостатки существующей системы образования и планируют исправлять частники. Получится ли?

В целом же фишки, которыми завлекает к себе частное образование, наглядно описала Вера Быкова (ее школа «Апельсин» как раз начала свою историю в конце 1990–х): увлеченные делом педагоги, маленькие классы и развивающая среда с хорошим оборудованием для физики или химии. При этом будущее частных школ, по мнению их соучредителей, — не параллельная вселенная, а продуктивное партнерство с традиционной системой, ведь и сегодня они должны работать по той же программе, что и государственные учебные заведения. То есть, по сути, начинка та же — другую обещают обертку. Показательны подсчеты представителей частных школ: мол, в государственных в год на ученика предусмотрены затраты в 1.408 рублей, а у нас — только в месяц выходит около половины этой суммы. Правда, примерно 700 рублей и есть минимальная цена, в которую родителям обойдется месяц учебы.

На долю частных школ в Беларуси сегодня приходится менее 0,5% учреждений общего среднего образования.  В России эта цифра лишь немного выше — 0,7%.

Что думают педагоги?


У педагогов и директоров государственных общеобразовательных школ мнения по поводу частных учреждений расходятся. Одни учителя не скрывают, что не отказались бы работать в классах с меньшей наполняемостью, а не с 30 учениками одновременно, как бывает сейчас, — проще с индивидуальным подходом и контролем знаний. Но есть и те, кто, попробовав такой подход, был неприятно удивлен. Да, учеников в разы меньше, зато в геометрической прогрессии увеличиваются претензии родителей, нередко свято верящих, что за деньги педагог обязан сотворить образовательное чудо. Общий же вывод таков: дело не столько в форме собственности, сколько в двух обязательных составляющих — желании школьника учиться и профессионализме учителя.

Директор столичной гимназии № 21 Александр Казакевич вспоминает такую ситуацию. Ученика начальных классов родители перевели из частной школы под предлогом того, что кормят и ухаживают за ребенком там, конечно, хорошо, но не очень–то обучают. Как там было на самом деле? Кто знает. Увы, вопрос чаще всего упирается в личное восприятие родителей, при этом у них нет четких механизмов измерения качества преподавания, подтверждает и Виктор Пшиков, директор минской гимназии № 29:

— На мой взгляд, неправильно позиционировать какое–либо образование как элитарное или нет. Таких критериев у нас просто нет. Наверное, лучшие показатели — заинтересованность родителей в обучении в том или ином учебном заведении, микроклимат в школе и психологический комфорт ребенка.

В целом что меняется для ребят, пришедших из частных школ? Организация учебного процесса: другие масштабы заведения, где иначе решаются многие вопросы, а многолюдные классы требуют куда больше навыков в общении и социализации. Но если на стороне госучреждений — традиции и отработанная схема, где более–менее понятен конечный результат, то частные делают ставку на гибкость. Она определенности не добавляет, но в то же время приходится кстати родителям, занятым бизнесом. Когда весь день на работе, важно четко знать, что твой ребенок до вечера гарантированно под присмотром...

КОММЕНТАРИЙ

Фото БЕЛТА

Частные школы имеют право на существование, особенно если на них есть спрос, ведь у родителей должен быть выбор, считает Светлана Уклейко, начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования:

— И все же платное учебное заведение — не показатель качества. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда граждане долго жили за границей, но получать образование привезли детей в Беларусь, в государственную общеобразовательную школу. Они не скрывают, что уверены в качестве обучения. Есть и родители, которые могли бы позволить себе оплачивать частную школу, но выбирают обычную, так как тоже не сомневаются в конечном результате.

К слову, именно конечный результат пока оценить сложно, ведь многие частные школы не открывают третью ступень, то есть не проходят аккредитацию для обучения в старших классах и выдачи документов об образовании. А то и вовсе ограничиваются начальной школой. Возможно, и потому, чтобы не брать на себя ответственность за поступление выпускника в вуз. И еще один факт для размышлений. В Минобразования привели данные за последние годы: ни в республиканских предметных олимпиадах, ни в конкурсах исследовательских работ не участвовал ни один ученик частной школы.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter