"Формула-1". Гран-при Абу-Даби. Финальная гонка

Победа, которой могло и не быть

Уже больше суток прошло после завершения сезона "Формулы-1", а официальное объявление победителя чемпионата все еще задерживается. Слово осталось за апелляционным судом FIA, который теоретически еще может повернуть эту "речку событий" вспять.


Если объективно оценивать с точки зрения интереса нынешний Гран-при Абу-Даби, то его описание могло бы ограничиться лишь парой минут после старта и нервным напряжением последних пяти кругов. На фоне этого все остальное, происходившее в воскресенье на автодроме Яс-Марина, можно было бы перемотать, как скучный видеоролик.

Напомню, что к этой финальной гонке претенденты на чемпионский титул подошли с равным количеством очков. И лишь число побед в Гран-при, которых оказалось у Макса Ферстаппена на одну больше, чем у Льюиса Хэмилтона, оставляло за голландским гонщиком право быть в лидерах.

Конечно, здесь будет уместно напомнить, что та "лишняя" победа Максом была заработана при весьма сомнительных обстоятельствах, которые имели место во время Гран-при Бельгии. Три круга, проведенные за машиной безопасности под дождем, никакого другого названия, как фарс, не заслуживали. Эта скандальная история, бесспорно, легла в архив постыдных страниц "Формулы-1", о которых стараются либо не упоминать, либо и вовсе забыть. Но именно там гонщики получили половинные очки, а Ферстаппен еще и звание победителя гонки. Не будь в официальных протоколах этого фарса, перед последней гонкой у Макса было бы на пять очков меньше, чем у действующего на тот момент чемпиона мира.

Но не будем вдаваться в гипотетические размышления. Вернемся к событиям воскресного Гран-при в Абу-Даби.


Стартовые коллизии

На стартовой решетке "Ред Булл" Ферстаппена стоял на поуле, но в отличие от "Мерседеса" своего главного конкурента на нем были мягкие шины. Причиной тому явилась не совсем удачная попытка голландца во втором сегменте, когда он испортил свой более жесткий комплект "Медиум", с которым должен был стартовать по существующим в "Формуле-1" правилам.

С одной стороны, более мягкие и, значит, более быстрые шины давали Максу преимущество в скорости на первых кругах. С другой же – они подвергались и более интенсивному износу. То есть на свой пит-стоп в любом случае Ферстаппен должен был ехать раньше своего главного соперника. И, как правило, в такой ситуации больше риска попасть в трафик, потому что достаточного отрыва от более медленных машин за короткий отрезок создавать редко когда удается.  

И все же, несмотря на более предпочтительные факторы в виде поула и быстрых шин, лидер чемпионата не смог удержать свою позицию на стартовой прямой. К первому повороту удачно стартовавший Хэмилтон обошел конкурента, перехватив инициативу. В порыве гонщик "Ред Булл" пошел на отчаянный шаг и перерезал траекторию сопернику, откровенно не оставив тому места на трассе. Не отверни Льюис руль в сторону, не избежать бы дуэлянтам столкновения. И спор о чемпионстве мог бы закончиться уже на первом круге. Ведь обоюдный сход сразу же делал Макса Ферстаппена чемпионом. Предусмотренные наказания не добавляли бы очков Льюису. А до дисквалификации, которая имела, например, место в финальной гонке в Хересе в 1997 году, когда Михаэль Шумахер намеренно ударил своим болидом машину Жака Вильнева, думаю, дело бы в этот раз не дошло.


Британец был вынужден выехать за пределы трассы, чтобы продолжить гонку. Но, срезав поворот, он остался в лидерах. Командный мостик "Ред Булл" тут же попытался повлиять на решение стюардов по поводу этого инцидента, требуя, чтобы Льюис вернул Максу позицию. Мол, Хэмилтон получил преимущество за счет использования участка вне трассы. Но стюарды и руководитель гонки Майкл Маси решили иначе. Чтобы не наказывать Макса за вытеснение соперника с трассы, а Льюиса за получение преимущества, было принято решение дать этому инциденту категорию гоночного. По уже сложившейся традиции вынужденная срезка первого поворота на стартовом круге обычно не наказывается.

Командные потуги "Ред Булл"

Более быстрые шины не дали Максу ожидаемого преимущества, и Льюис уверенно стал наращивать отрыв. Его "Мерседес" действительно на трассе Яс-Марина был быстрее "Ред Булл" . А сам гонщик немецкой команды безукоризненно накручивал круги в роли лидера, с каждой лишней секундой опережения убивая мечту Ферстаппена о чемпионском титуле в этом сумасшедшем сезоне.

Но у "Ред Булл" еще оставался запасной козырь в лице их второго пилота. Серхио Переса решено было "бросить под танки". После своего пит-стопа Льюис оказался позади машины мексиканца, и тот с удивительным старанием отрабатывал свой хлеб второго номера австрийской "конюшни". Серхио сдерживал несколько кругов Хэмилтона, ведя с ним активную борьбу, несмотря на свои изношенные шины. И разрыв между британским чемпионом и Максом сократился на 5 секунд, уже до незначительного. Но, увы, приблизиться на расстояние атаки Ферстаппену все же не удалось и после такого подарка со стороны напарника.


После схода "Альфа Ромео" Антонио Джовинацци был объявлен режим виртуального сейфти-кара, и в "Ред Булл" удачно успели дополнительно поменять шины своему лидеру. Бросившись вдогонку за Хэмилтоном, Макс стал сокращать свой отрыв от лидера, но вскоре и новый комплект шин перестал быть эффективным. "Мерседес", за рулем которого был Льюис, действительно в этот день был самым быстрым на трассе. И, казалось, уже ничто не помешает обладателю семи чемпионских титулов побить свой главный рекорд и стать самым успешным гонщиком "Формулы-1".

Создав себе безопасный отрыв в 12 секунд, Хэмилтон контролировал ситуацию и берег шины, чтобы на них доехать до финиша. Показательным был тот факт, что из боксов "Ред Булл" за десять кругов до финиша даже ушел старший Ферстаппен. Как пояснил потом журналистам сам Йос, даже у него уже пропала вера в то, что что-то изменится.

Все (-ё?) против чемпиона

В автоспорте можно верить в чудеса, они случаются. У вашего соперника может проколоться шина на последнем круге, или вдруг выйдет из строя мотор у кого-то из аутсайдеров, ни на что вроде бы не претендующих. Но в результате появится "машина безопасности", и ситуация может перевернуться с ног на голову. Правда, по этому поводу написано много страниц в регламенте, выстраданном временем и пилотскими судьбами. И там четко прописаны правила, которым должны следовать пилоты с одной стороны, а руководство гонки контролировать это с другой стороны.

Четко, да нечетко. Оказывается, даже в самых, казалось бы, понятных и однозначных правилах можно найти какие-то лазейки. И подогнать существующую ситуацию под свое неоднозначное, но якобы соответствующее регламенту решение.

Нечто подобное нам пришлось наблюдать и в этот раз.

На 51-м из 58 кругов полной дистанции разбивает о барьеры свою машину "Уильямс" канадец Николас Латифи. Искореженный болид застывает поперек трассы, разбросав осколки карбонового кузова по асфальту вокруг себя.


По правде сказать, с учетом уже сложившегося в этом сезоне опыта мы ждали появления красных флагов. Они прерывали гонки раньше и при менее опасных ситуациях. Но Майкл Маси со своими стюардами почему-то медлили в принятии решения и для начала выпустили "машину безопасности".

Оперативные штабы обеих команд-лидеров суматошно стали просчитывать варианты. Нахождение разбитой машины в таком месте с большой вероятностью грозило заканчивать гонку в режиме сейфти-кара. Поэтому Льюиса не позвали на пит-стоп. Увидев, что соперник проехал мимо въезда на пит-лейн, Макс сворачивает в боксы, где получает новый комплект шин. Правда, при этом между машинами претендентов на титул оказывается пять машин "круговых", то есть гонщиков, отстающих на круг. И в такой ситуации Хэмилтону на его вопрос, ехать ли ему менять колеса, однозначно дают ответ: нет. Потому что при смене шин Льюис выехал бы позади Ферстаппена. И тогда при решении руководства гонки не убирать "машину безопасности" до финишного круга фактически Макс становился бы чемпионом.

Напряжение продолжает расти с каждым кругом приближения к финишу. И вот уже машина Латифи убрана, подчищается трасса, и появляется возможность дать рестарт с ходу. Но как быть с "круговыми"? Правила в этом случае предусматривают два решения: либо всем "круговым" разрешить вернуться в круг, обогнав лидеров, либо никому не разрешать, а после ухода "машины безопасности" они будут беспрепятственно пропускать лидеров под синими фагами.

Но ни один из этих вариантов не позволял бы Максу успеть приблизиться на расстояние атаки к Льюису до начала последнего круга. А значит, времени на обгон у него бы уже не оставалось. И руководитель гонки принимает самостоятельное решение, не прописанное в правилах.

Он разрешает вернуться в круг лишь тем пятерым гонщикам, которые отделяют Макса от Льюиса. Остальным этого делать нельзя. Более того, отправив этих пятерых пилотов на предпоследнем круге догонять пелотон, Майкл Маси решил еще и "машину безопасности" отправить в боксы тоже на предпоследнем круге. А ведь по правилам сейфти-кар должен покидать трассу лишь круг спустя после того, как "круговые" обойдут лидера. Но и здесь представитель FIA решил проявить не совсем законную, а согласно правилам даже совсем незаконную инициативу.

Странно, конечно, было слышать призывы командных мостиков к Майклу Маси. Кристиан Хорнер от имени "Ред Булл" просил дать им хотя бы один круг гоняться, а Тотто Вольф с таким же энтузиазмом настаивал в своей просьбе, что действия руководства гонки идут в разрез с регламентом FIA.

Но в "Ред Булл" понимают, что это их единственный шанс. И, чтобы увеличить его вероятность, они даже едущего третьим в пелотоне Серхио Переса отзывают в боксы и снимают с дистанции. Мол, вдруг на болиде мексиканца что-то случится с мотором или подвеской и, остановившись на трассе, он спровоцирует появление желтых флагов, а Макс к этому времени не успеет обогнать Льюиса. Мизерная вероятность, но даже ее пытаются учесть на командном мостике австрийской "конюшни", вновь принося в жертву послушного мексиканского героя. Эдакого беззаветно преданного хозяину Санчо Панса.


После раздумий и наверняка тяжелых психологических терзаний (когда ты вершишь судьбами, решения вразрез с законами даются непросто. – Прим. В.В.) Майкл Маси взял на себя ответственность за происходящее.

В итоге рестарт был дан на линии начала последнего круга. И уже в пятом повороте Макс Ферстаппен на новеньких шинах объезжает "Мерседес" своего конкурента, проехавшего уже более 40 кругов и имеющего покрышки в весьма плачевном состоянии. Попытка вернуть позицию, разумеется не удалась, Макс жестко защитился, не побоявшись перекрестить траекторию. В любой другой ситуации он мог бы получить наказание, но не на последних же метрах финальной гонки, решающей судьбу чемпионства.

В итоге Макс Ферстаппен становится чемпионом, а Льюису приходится смириться с тем, что обилие его титулов уже всем порядком надоело. И подсознательно даже некогда втайне болевшие за него стюарды, эксперты и даже журналисты желали прервать эту успешную полосу британского сэра Хэмилтона. Всеми правдами и неправдами. В этот раз без неправд не обошлось. И это, откровенно говоря, огорчает.

Вместо Серхио Переса поднялся на подиум Карлос Сайнс, укрепивший положение "Феррари" в Кубке конструкторов. Скудерия заняла там почетное 3-е место. Кстати, для любителей цифровых теорий состав участников подиума в Абу-Даби по номерам был весьма знаменательным: 33, 44, 55. Вряд ли подобное мы еще увидим в "Формуле-1".

Персональное мнение

Я не претендую на истину в первой инстанции. Выскажу лишь свое личное мнение человека, которому впервые открылась "Формула-1" в уже далеком 1997 году. Кстати, мой первый Гран-при, это было во французском Маньи-Куре, где я был аккредитован от белорусского издания, состоялся ровно за три месяца до того, как появился на свет маленький Максик, выросший за эти 24 года в матерого пилота "Формулы-1" и, скорее всего, в чемпиона мира этого года.

По моему мнению, идеально в сложившейся на 51-м круге ситуации было бы Майклу Маси остановить гонку красными флагами. Основания для этого имелись. Поврежденная машина стояла поперек трассы. В этом сезоне неоднократно красные флаги появлялись и при более благополучных ситуациях.

Зато последние шесть кругов гонки можно было бы дать рестарт с места. И лидеры чемпионата в равных условиях, с новыми шинами выясняли бы в честной борьбе, кто больше заслуживает титула. Честнее не придумаешь, даже если и случилась такая удача Максу Ферстаппену с вовремя произошедшей аварией Латифи. Хорошо еще, что сам пилот не пострадал в столкновении с отбойниками.


Рестарт с места на последних кругах финальной гонки чемпионата, при котором на первом ряду главные претенденты на титул, был бы настоящим украшением не только самой гонки, но и всего этого сезона.

Кстати, и в пелотоне позади лидеров наверняка произошло бы множество перестановок. И даже если бы не удалось избежать столкновения на этот раз главных претендентов на титул, никто бы не вел речь о каких-то преференциях в пользу одного из кандидатов. 

Рестарт с места – это великолепный спектакль  для зрителей, а также  испытание для команд и пилотов, даже когда это происходит на одном-единственном последнем круге. Таким должен быть настоящий автоспорт. Честным и открытым. В нынешнем же случае нам явно предложили состряпанную суррогатную игру в фавориты. И это, увы, грустно.

Очевидно, у судей и Майкла Маси, сильно желающих победы Макса Ферстаппена, а точнее сказать, поражения Льюиса, все же были большие сомнения, что при равных условиях "Ред Булл" сможет выиграть старт и финальные круги. Слишком уж заметным по ходу гонки было преимущество у "Мерседес". И значит, тайная цель не была бы достигнута.

В результате у меня осталось лишь разочарование от действий руководства гонки, которое решило само выбрать себе чемпиона.

Я не против чемпионства Маска Ферстаппена. Я против того, чтобы ему изо всех сил все помогали в этом, даже наплевав на регламент и правила гонок "Формулы-1". Это деградирует имидж честного соперничества Больших призов. Может, пришло время наподобие боев без правил организовать теперь гонки без правил? Очень не хотелось бы верить в такую перспективу.

Что в итоге?

Поданная "Мерседес" апелляция по поводу отказа им в протесте на решение стюардов о процедуре рестарта вряд ли изменит ситуацию. Пусть даже если и остается чисто теоретический шанс, что Апелляционный суд FIA решит "высечь розгами" своего представителя в лице Майкла Маси, признав его действия незаконными. В таком случае итоги гонки будут объявлены по предпоследнему кругу, и Льюис станет 8-кратным чемпионом.

Предчувствуя такой, пусть и маловероятный, но все же возможный исход разбирательства, команда "Ред Булл" торопится изо всех сил насладиться победой и чемпионским званием своего "питомца" прямо сейчас. Ферстаппен уже даже заявил, что в следующем сезоне выберет себе на болид номер 1. Этим правом может воспользоваться любой из гонщиков, ставший чемпионом. Для Макса и его отца это весьма важный аргумент. Ведь, по сути дела, в формульных гонках, куда он пришел в 16 лет из картинга, за 8 сезонов, что Макс Ферстаппен гонялся в чемпионатах с открытыми колесами, он никогда еще не был нигде чемпионом.


Но, как бы ни сложилась судьба чемпионства, начиная с 3-го места порядок в личном зачете уже не изменится. Вот как расположились в итоговом протоколе лучшие гонщики "Формулы-1".

...

3. Вальттерри Боттас "Мерседес" – 226.

4. Серхио Перес "Ред Булл" – 190.  

5. Карлос Сайнс "Феррари"  – 164,5.

6. Ландо Норрис "МакЛарен" – 160.

7. Шарль Леклер "Феррари" – 159.

8. Даниель Риккиардо "МакЛарен" – 115.

9. Пьер Гасли "Альфа Таури" – 110.

10. Фернандо Алонсо "Альпине" –   81.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter