Оливер Стоун и Томми Ли Джонс родились в один день

По закону прерий

Любителям гороскопов и досужим цифроведам не обойти стороной дату 15 сентября 1946 года. Удивительным образом в этот день одновременно на свет появились две заметные фигуры мира кино: режиссер Оливер Стоун и актер Томми Ли Джонс. Непросто найти биографии, стартовавшие в один день, блистающие на одном профессиональном поле и которые можно синхронизировать на протяжении долгих лет. Что это вообще такое: шутка зодиака или сюрприз календаря? Астролог и нумеролог смогут привести ворох аргументов в свою пользу. В пустых спорах волен поучаствовать любой киноман, пытаясь бесстрастно сравнить этих известных юбиляров. Таких совершенно разных или абсолютно похожих?

Оливер Стоун во Вьетнаме.

Гены пальцем не задавишь


Сколь на звезды ни надейся, а гены пальцем не задавишь. Сыну еврея, брокера, советника по экономическим вопросам в берлинской штаб‑квартире Дуайта Эйзенхауэра и дочери парижского пекаря потомственным ковбоем не стать. «Мой отец был таким же безумцем, как и я», — утверждал в одном из интервью Оливер Стоун и, очевидно, не грешил против истины. Тем временем мать могла свободно расхаживать по дому нагишом и до глубокой старости обожала компании. «Она тусовщица», — отмечал ставший знаменитым режиссер. От эксцентрической семейки у ребенка голова может кругом идти.

Другое дело — классическое провинциальное воспитание Томми Ли Джонса, среди предков которого можно отыскать даже индейцев племени чероки: «Мои отец и мать всегда ходили в дешевые бары с одной‑единственной целью — напиться, как это делают все в Техасе. Я ждал их снаружи. Один в машине. Я помню эту музыку и пение, которые доносились до меня даже сквозь стены. Я помню, как я лежал в машине и ждал, ждал, ждал, абсолютно один».

С таким детским багажом отношение к учебе будет соответствующее. С университетами и Стоуну, и Джонсу повезло. Йельский и Гарвардский входят в так называемую большую тройку американских вузов, самые престижные учебные заведения США. Только каждый выбирает свое отношение к знаниям. Стоун, не пробыв и года, отправляется сам учить других — в Южный Вьетнам. Потом в Мексику… Потом опять во Вьетнам, но уже воевать! Возвращается с несколькими боевыми наградами и двумя ранениями… Вероятно, лишь пули и осколки несколько поумерили авантюрный пыл.
Пока Оливер Стоун заглядывал в лицо смерти, примерный студент Томми Ли Джонс соседствовал по комнате с будущим вице‑президентом США Альбертом Гором, а для закалки мужского характера выбрал американский футбол. 
В непобежденной команде Гарварда 1968 года Джонс выступал на позиции защитника. Не без его участия партнеры совершили известный в Америке камбэк, отыграв 16 очков на последней минуте у соперников из упомянутого выше Йельского университета. Если бы Оливер Стоун имел спортивный интерес, парни могли бы встретиться! В 1969 году Джонс получил с отличием степень бакалавра искусств, а навоевавшийся Стоун сделал вторую попытку — поступил в Нью‑Йоркский университет, где учился у Мартина Скорсезе.

Защитник университетской команды Томми Ли Джонс.
В итоге к 25 годам Томми имел за плечами упакованный и разложенный по полочкам багаж знаний, а Оливер — собранный по миру жизненный опыт. 
С чем лучше вступать в жизнь, вопрос для долгих профессиональных дискуссий. В нашем случае по ступенькам актерского мастерства терпеливый Джонс шагал словно все тот же прилежный ученик: размеренно и аккуратно. Мечущаяся натура Стоуна побуждала двигаться рывками, перепрыгивая от режиссуры к написанию сценариев, а то и воплощению ролей... Он успел поработать таксистом, помощником по кинопроизводству, посыльным и продавцом, прежде чем в 1979 году получил свой первый «Оскар» за адаптированный сценарий драмы «Полуночный экспресс». Сама лента о пережитом наркокурьером в турецкой тюрьме вызвала поток критики вокруг натуралистичности некоторых сцен, но это был как раз тот случай, когда Стоуну удалось впервые заметно монетизировать свое природное умение шокировать окружающих. В 33 года о такой порции славы Томми Ли Джонс мог только мечтать…

Игра по‑крупному

В расцвете творческих сил Оливер Стоун лихо штамповал заметные проекты. Получил еще два «Оскара», уже как режиссер, за «Взвод» и «Рожденный четвертого июля», сделал звезду из Чарли Шина, помог с оскароносной ролью Майклу Дугласу в «Уолл‑стрит» и выпустил на экраны «Прирожденных убийц». Ни одна премьера не оставалась без бурного обсуждения общества и критиков. Хотя на самом деле Стоун просто максимально эксплуатировал свой личный (вьетнамская трилогия) и семейный (брокерские дела отца) опыт. Однажды даже признался, что фильмы являются для него собственным «эмоциональным барометром». Жестокость «Прирожденных убийц», например, возникла из‑за гнева и печали, которые испытал, когда Элизабет — вторая жена, мать двоих сыновей — оставила его.

«Чтобы пойти в актеры, нужно быть абсолютно уверенным в собственной непригодности к любому другому делу», — шутил Джонс в одном из интервью. Возможно, эта мысль выдает сермяжную правду об общем отношении к собственным способностям. До начала девяностых Джонс оставался успешным актером средней руки. Вероятно, и остался бы таковым, если бы не деятельное участие Оливера Стоуна. Исчерпав личные житейские истории, режиссер обратился к биографическому жанру. Сотрясая общественные устои, он привык играть по‑крупному.

Оливер Стоун на съемочной площадке «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе».
Стоун никогда не стеснялся в выборе персонажей, бросая в глаза зрителю до сих пор закрытую или спорную теорию известных событий. Шок остался, но замешан был теперь не на художественных моментах, а фактах. Их альтернативной трактовке.
Убийство президента Джона Кеннеди — благодатная почва для непрекращающихся пересудов и загадок. В своем детективе «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» Стоун доверил Томми Ли Джонсу роль одного из самых таинственных персонажей этой истории — новоорлеанского банкира Клея Шоу, которого обвиняли ни много ни мало в соучастии в убийстве. В действительности дело развалилось, но кино, разворошившее прошлое, не прошло бесследно. Конечные титры просят зрителя набраться терпения: «В 1992 году, после выхода фильма, конгресс постановил изучить засекреченные материалы по вопросу открытия к ним доступа. Все записи, связанные с убийством, обещают сделать достоянием общества в 2029 году». Режиссер искусно поднял ставки, а Томми Ли Джонс наконец оказался в числе номинантов на «Оскар». Заветную статуэтку актер получит в 1994‑м за лучшую роль второго плана в фильме «Беглец», чтобы через несколько лет обрести народную славу, превратившись в главного героя борьбы «Людей в черном» с галактической нечистью.

«Люди в черном». Томми Ли Джонс в роли агента К.

Одержимый политикой и хозяин ранчо

Фидель Кастро и Оливер Стоун.

К началу ХХI века художественное кино для Стоуна отошло на задний план. Не стесняясь своих левых взглядов, он активно занялся документалистикой. Рассказал о Фиделе Кастро, об израильско‑палестинских отношениях, о подъеме левых правительств в Латинской Америке. Эффект разорвавшейся бомбы вызвала «Нерассказанная история США». Сериал с присущей мастеру агрессивной контроверсией представляет изнанку широкоизвестных фактов. Такую трактовку раскритиковали люди, близкие к высшим политическим кругам в США, зато на ура встретили противники Белого дома. За последние годы Стоун несколько раз побывал в России, сделал фильмы про Украину и беглого сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, этим летом представил на Каннском кинофестивале очередной ракурс на тему убийства Джона Кеннеди. Политические проекты, и только они. От плодовитого неугомонного космополита родной Америке достается масса хлопотных презентов.

Тем временем, миновав полувековой юбилей, Томми Ли Джонс словно обрел второе дыхание — свой регулярно эксплуатируемый образ спецагента добротно разбавляя самыми различными ролями. Он нарасхват — в попсовых «Людях в черном», артхаусных «Старикам здесь не место», разноплановых триллерах, а то и комедиях. До пандемии актер снимался ежегодно в двух‑трех проектах. Такой звездной востребованности и близко не было в молодые годы! При этом Джонс успевает содержать два ранчо в родном штате и активно играть в конное поло… 
Жизнь знатного пастуха течет в свое удовольствие. За популяризацию родео и других аспектов западного образа жизни Томми Ли Джонс включен в Зал славы техасских ковбоев! 
И уже давно никакой шумной политики.

На первый взгляд они совершенно разные: одержимый политикан и практичный ковбой. При этом и в одном и в другом присутствует какая‑то совершенно потусторонняя атмосфера отрешенности. Этакий каменный взгляд на мир, за которым чувствуется твердый мужской характер. Он несгибаем и своеобразен. Со стороны кажется, что Джонс постоянен и предсказуем, а его ровесник нетривиален в своем вечном поиске очередного вызова обществу. Но за 75 лет Стоун удивлял столько раз, что другого от него и не ждут. Шок и Стоун стали таким же привычным явлением, как торнадо в техасских прериях. Так что гороскопы не врут, а просто оказывают влияние исключительно по‑своему… Иначе за три четверти века в характерах Стоуна и Джонса столь много похожего не накопилось бы.

Томми Ли Джонс увлечен поло.

ОНИ ГОВОРЯТ

Что бы ни говорили на публику Оливер Стоун и Томми Ли Джонс, бескомпромиссность и прямота — характерные детали железной мужской логики, которая объединяет рожденных в один день.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter