В театре им. Горького готовят новую версию сказки "По щучьему веленью"

По щучьему закулисью

В Национальном академическом театре им. Горького готовят новую версию сказки "По щучьему веленью"
Кто одевает Емелю с Несмеяной, к чему на сцене котики и как движется самоходная печка — все это выяснили корреспонденты «СБ» в Национальном академическом театре им. М.Горького, где в самом разгаре подготовка к премьере свежей версии популярной зимней сказки «По щучьему веленью» в постановке Сергея Ковальчика. В которой, как сообщают заинтригованным театралам, говорящих магических рыбин будет не одна, а целых три.


Подглядывать за репетирующими актерами весело. Артисты — народ, как правило, юморной, и во время работы над спектаклем развлекаются от души. А уж когда планируется смешная детская сказка — все, держись, зритель! Худрук театра Сергей Ковальчик сидит в зрительном зале, опытным взглядом озирая сцену, и забавляться не мешает. Кто клацает пастью кукольной щуки над ухом товарища и почесывает чешуйчатое, блестящее рыбье брюшко; кто делает вид, что его задавило кулисой, и старательно хрипит и корчится; кто, отняв у Воеводы расписанную под хохлому шипастую булаву, в уголке размахивает ею, изображая берсерка. Детский сад, честное пионерское! А мэтр, с отцовской улыбкой наблюдающий за резвящимися подопечными, каким–то образом умудряется из репетиционной чехарды буквально на наших глазах потихоньку лепить спектакль (по методу Микеланджело, отсекая все лишнее и оставляя лучшее) — и этот процесс, как и любая творческая работа, завораживает и логическому объяснению не поддается.


Постановка планируется в лучших традициях театра, но при этом не без «фишек»: мало того что щука появится аж в трех экземплярах, так еще и Емеля будет читать рэп. А щучки обеспечат ему бэк–вокал, обещает Сергей Ковальчик:

— Спектакль вполне современный, ведь и сама сказка не так чтобы архаичная. Музыка композитора Тимура Калиновского сделана в русском стиле, но за счет рэпа Емеля сблизится с детьми, будет им понятен. А использование куклы щуки — для драматического театра эксперимент, актеру придется побыть немного и кукольником.


Оставив труппу на милость режиссера, удаляемся длинными театральными коридорами туда, где на эскизы художников по сцене и костюмам наращивают «мясо». От зрителя, как правило, скрыта та огромная работа, которую перед каждым спектаклем проводят бутафоры и портные. Сидящие в зале получают постановку на блюдечке с голубой каемочкой, цельную, эффектную, пахнущую духами и лаком. И, восхищаясь, хваля или критикуя, чаще всего не думают о людях, приложивших руку к тому, чтобы пьеса обросла яркими украшениями и визуальными деталями.

В бутафорском цехе — просторной и светлой мастерской, заваленной всевозможными предметами, заставленной ведерками с краской и клеем, бутылками с растворителем, увлеченно трудятся художники, создавая декорации будущего спектакля — расписные, покрытые бронзовой краской пушки, сложной конструкции трон, яркую повозку, целое стадо коров и лошадок в двух ипостасях — зимней (сине–белой гжельской) и разноцветной летней. Кроме того, из–под рук мастеров выходят герои нашего времени — расписные котики, а также собачки и гуси–лебеди, придуманные художником Аллой Сорокиной. Как объяснили в театре, русские народные игрушки в виде деревенских домашних животных должны жить на сцене вместе с персонажами и быть свидетелями щучьего волшебства.


Немаленькие по размеру фигурки вырезаются из пенопласта, рассказывает начальник художественно–бутафорской мастерской Алена Дубовик, а затем мастерам предстоит еще много хлопот:

— Каждую фигуру нужно оклеить, затем они шпатлюются специальным раствором, шлифуются, чтобы были гладкими, затем грунтуются, и только после этого наносится роспись. 

Изрядных хлопот стоит и изготовление костюмов. Их для сказки с учетом наличия двух составов артистов требуется ни много ни мало 30 комплектов — по 2 одинаковых костюма для каждого героя (так как дублеры могут отличаться по фигуре), а ведь некоторые персонажи еще и переодеваются! Работа в пошивочной мастерской кипит, шипят утюги, выпуская облака пара, стрекочут швейные машинки, артисты по очереди прибегают на примерки, а на сцене пока что обходятся репетиционными костюмами.

Кстати, во время прогулок по закулисью разрешилась загадка, мучившая с детских лет: как же все–таки движется печь, на которой в царский дворец приезжает Емеля? Понятно, что ее резвые повороты — дело рук и ног человеческих, но все же? Так вот, если тихонько заглянуть в просторное чрево чудо–транспорта, можно увидеть систему управления. Простенькую, но эффективную. А специалистов, обеспечивающих печные маневры по сцене, в театре имени Горького ласково называют «наши танкисты». Самоходное отопительное устройство представляет собой большой металлический ящик, но скоро в бутафорской мастерской доделают декор под гжель — и будет не печь, а просто сказка! На такой и во дворец приехать не стыдно.

НЕ ПРОПУСТИ

Премьера музыкальной сказки «По щучьему веленью» состоится 19 и 20 декабря на сцене НАДТ им. М.Горького.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter